Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам
29-03-2024 15:58
http://investhelp.com.ua/ru/print/21713

Как родные и знакомые лишают украинцев жилья
Январь 15, 2013 

Чапкис, ставший жертвой мошенника, не может вернуть 150 тыс. долл.

Жертвы квартирных афер - не редкость в наше время. Матерые махинаторы только и ждут, на ком бы нажиться в жилищном вопросе. Но хуже всего, когда виновниками авантюр с недвижимостью становятся близкие люди, которым пострадавшие еще вчера доверяли, как себе.

Пируэт с ключами

На крючок квартирных аферистов иногда попадают даже знаменитости. Жертвой квартирной аферы стал и известный хореограф Григорий Чапкис. Все началось с того, что в 2007 г. в кругу его знакомых появился Виктор - респектабельный владелец агентства по недвижимости.

«Вскоре мы с ним стали друзьями, ходили друг к другу в гости, - рассказывает Григорий Николаевич. - Я был убежден, что между нами очень искренние и доверительные отношения. Виктор не раз сочувствовал нам с женой из-за того, что мы живем в тесной «хрущевке». А потом вдруг обрадовал, что есть возможность выгодно купить просторную квартиру в новостройке на Троещине. И пригласил посмотреть этот уже почти готовый дом. При нас Виктор взял у кого-то из тамошних распорядителей ключи от «нашей» трехкомнатной квартиры и отдал нам».

С ключами в кармане Чапкис почувствовал себя почти хозяином новой большой квартиры. А его друг для пущей убедительности уточнил, какие на стены поклеить обои, какое покрытие положить на пол. А потом добавил: чтобы не упустить это жилье, нужно срочно заплатить 150 тыс. долл. После этого можно будет оформить документы.

Хореограф, не имея такой суммы, бросился одалживать деньги у знакомых. Собрав необходимый капитал, Григорий Николаевич завернул его в газету и передал Виктору из рук в руки. Даже расписки брать не стал. Некоторое время Виктор не выходил на связь. А хореографу стало очень интересно, как там «отделывают» его квартиру, и он сам поехал посмотреть. Но оказалось, что у квартиры, которую он считал своей, уже есть другие хозяева.

Когда Чапкис нашел Виктора, тот объяснил: промашка якобы вышла из-за того, что, пока в новострое шел ремонт, он за те 150 тыс. долл. выгодно купил земельный участок рядом с лесом и озером. Надеялся быстро и выгодно его перепродать. А не вышло. И квартира «уплыла». Но он пообещал вернуть деньги, как только продаст землю. И даже написал расписку. Но это ничего не изменило. И спустя некоторое время артист обратился в суд. Только тогда выяснилось, что фирма и офис оформлены не на Виктора, и сам он зарегистрирован и проживает в селе в Бородянском районе Киевской обл. Кроме того, оказалось, что это была не первая в его жизни авантюра.

По решению суда первой инстанции и апелляционного суда обидчик хореографа должен вернуть ему все деньги. «К сожалению, это решение Фемиды не выполнено по сей день, - говорит Григорий Николаевич. - Ведь исполнительная служба до сих пор не нашла Виктора. Хотя он не пропал. Мне знакомые рассказывают, что иногда он показывается на людях».

Двойной удар

К киевлянке Марине Калашниковой беда пришла внезапно, в октябре 2011 года. Утром ее молодой и здоровый муж Дмитрий уехал на своей машине на работу, а в обед ей позвонил следователь и сообщил, что ее супруг погиб в ДТП. В автомобиль мужчины врезалась иномарка, выехавшая на встречную полосу, - ее водитель, по версии правоохранителей, потерял управление из-за сердечного приступа. После столкновения осталась груда металла и два трупа.

Марина и ее 15-летняя дочь Нина были в шоке. «Я то рыдала в истерике, то впадала в ступор, мне даже казалось, что все происходит в страшном сне, - вспоминает женщина. - А после похорон и поминального обеда в кафе я была настолько подавлена, что не могла даже плакать. И вдруг - звонок на мобильный. Женский голос обращался ко мне... отборным матом. Я подумала, что ошиблись номером. Но после выхлопа эмоций дама сообщила, что она якобы была «второй, но главной» женой Димы, и у них подрастает трехлетний сын».

Марина не хотела верить услышанному. И хоть ее покойный муж часто бывал в командировках, но повода заподозрить его в неверности он вроде бы не давал. И Калашникова решила, что звонок незнакомки был просто чудовищным недоразумением. Но когда спустя полгода женщина пошла к нотариусу, чтобы вступить вместе с дочерью в права наследования третьей части собственной квартиры, принадлежавшей покойному Дмитрию как одному из трех совладельцев, она узнала, что на части этих квадратных метров претендует и внебрачный сын Димы. Заявление об этом подала его мать, звонившая Марине после похорон мужа.

«Обиднее всего то, что эту квартиру я получила на своей работе, - говорит Калашникова. - Но не захотела становиться ее единственной собственницей, решила поступить добропорядочно. И совладельцами наших квадратных метров стали, кроме меня, еще муж и дочь. Теперь расплачиваюсь за свою доверчивость».

Дело о наследовании жилплощади Дмитрия Калашникова погрязло в длительной судебной тягомотине. Но Марина сейчас уже готова к тому, чтобы выплатить стоимость 1/9 части собственной квартиры не известному ей ребенку. А потом - попробовать забыть эту жуткую историю.

По-родственному

Жителя столицы Валерия Петрова и его брата Николая лишила унаследованных от родителей квадратных метров в Запорожье младшая сестра Лидия. Их мать и отец ушли из жизни один за другим в течение года. По истечении шести месяцев наследникам надо было заявить в нотариальной конторе о своих правах на наследование жилплощади покойных. Сестра живет в Запорожье, а братьям надо было ездить для оформления бумаг из других городов: Валерию из Киева, Николаю - из Харькова. Поэтому решили, что оформлением квартиры займется Лидия. Чтобы дать ей такую возможность, братья написали отказ от своих долей наследства.

Конечно, это был чисто формальный шаг. Предполагалось, что, когда сестра станет владелицей этой квартиры, ее сообща продадут, а деньги поделят на троих. Но когда Лидия оформила жилье матери и отца на себя, она уговорила своих братьев не спешить с продажей - якобы для того, чтобы дождаться взлета цен на недвижимость. Сама же в это время стала сдавать эту квартиру в аренду, единолично получая деньги у квартирантов. А с Валерием и Николаем практически перестала общаться.

Спустя год братья Петровы решили поставить вопрос о продаже родительского наследства ребром. Но с удивлением узнали, что Лидия эту квартиру уже продала без их ведома. А деньгами делиться и не собиралась. «Вы же заявления написали, что отказываетесь от наследства в мою пользу, так чего вы теперь хотите?» - заявила она братьям.

«Обидно не из-за неполученных денег, - говорит Валерий. - А потому, что предала родная сестра. Ведь эти квадратные метры были для нас не просто жилплощадью, а родительским домом, в котором мы выросли. Но мы с Николаем надеемся, что у Лиды это было временное затмение. И у нее еще есть шанс поступить по совести».

КОМПЕТЕНТНО

Наталья КРУК, адвокат: 

«Человеческая доверчивость всегда была козырной картой аферистов. Особенно часто ее разыгрывают нечистые на руку люди в своих играх с недвижимостью. Ведь квартиры стоят больших денег. А чтобы не попасть впросак их владельцам или тем, кто собирается приобрести квадратные метры, нужно хорошо разбираться в тонкостях законодательства или иметь хорошего юриста-консультанта. Но очень часто люди сами не разбираются в вопросах купли-продажи или наследования жилплощади, а человека, который подсказал бы, как правильно поступить, рядом нет. Вот и доверяются аферистам. Хотелось бы посоветовать при любых операциях с недвижимостью четко придерживаться всех формальностей и никому не верить на слово. Но как можно рекомендовать не доверять своим друзьям или родственникам? Я не исключаю, что одна из этих трех историй могла бы произойти даже с хорошо подкованным юристом. Ведь для большинства из нас дружба и семейные ценности гораздо дороже денег».


Назад Печать