Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам
27-11-2024 8:56
http://investhelp.com.ua/ua/print/20895

Прием по записи: кому поможет новый список очередников на жилье
Квітень 16, 2013 

В ближайшие полгода в стране появится единый реестр украинцев, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Проще говоря, все квартирные очереди, которые сегодня ведут в каждом городе и селе, будут собраны в один общий список. В Минрегионстрое считают, что такая база данных позволит создать реальную картину потребности в жилье по всей Украине, но эксперты называют инициативу бесполезной тратой времени и бюджетных денег.

Идею создания общего списка очередников на жилье на прошлой неделе озвучил вице-премьер-министр Александр Вилкул. «К октябрю необходимо осуществить полную инвентаризацию и создать единый государственный реестр людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сегодня очереди ведут органы местной власти, есть масса ведомственных очередей. Нет никакого сводного документа, нет инвентаризации, зато есть достаточно много нареканий», – подчеркнул вице-премьер в ходе выездного заседания Минрегионстроя.

По задумке правительства, этот реестр позволит избавиться от тех проблем, которые за время независимости Украины сложились в сфере выделения гражданам бесплатного и льготного жилья. В стране сегодня функционирует несколько видов и подвидов квартирных очередей, и все они ведутся вразнобой на местном и региональном уровне. «В каждом городе есть как минимум три очереди, – рассказывает экс-министр ЖКХ и глава Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко. – Условно они называются обычная очередь, сверх-очередь и гипер-очередь. В обычную очередь входят, понятное дело, обычные граждане, которые объективно нуждаются в улучшении жилищных условий, во второй числятся льготники и инвалиды, а в третьей очереди стоят судьи и прокуроры».

Примерно 80% всего жилья, которое положено к бесплатному выделению, «оседает» в гипер-очереди, говорит Кучеренко. Оно и понятно: такого жилья ежегодно строится не больше 10-20 тыс. квадратных метров в год. Для сравнения, в прошлом году было сдано в эксплуатацию 65 млн. жилых «квадратов» – то есть, доля бесплатного государственного жилья в общем объеме не доходит даже до 1%. Поэтому сливки снимают лишь те, кто «сверху», а вот остальным категориям очередников приходится ждать заветную квартиру по три-четыре десятка лет. Ходят слухи, что очередность в квартирном списке уже даже передается по наследству, чтобы жилье получили хотя бы дети и внуки.

Местный и внутриведомственный статус квартирных очередей такой ситуации только способствует. «Подвинуть» одного претендента и поставить на его место другого гораздо проще и незаметнее в кабинетах районной администрации. Обвинения в несправедливом выделении жилья тоже можно «замять» на местном уровне, а если нет, то чужая мелкая беда мало кому будет интересна. «Украинцы это прекрасно понимают. Сегодня никто уже особо не стремится попасть в списки очередников, потому что в этом нет никакого практического смысла», – констатирует Кучеренко.

В этом контексте характерна история четырехлетней давности, которая в 2009 году наделала много шума. Тогда сотрудник МВД Михаил Радуненко (фамилия изменена по просьбе самого человека) неожиданно был «сдвинут» по ведомственной квартирной очереди (так называемые контрольные списки) с первого места на девятое. В то же время целый дом в столице был сдан под служебное жилье, и квартиры в нем получили те, кто в очереди даже не числился. «Никто мне не объяснил, чем вызвано такое смещение, – вспоминает Радуненко. – Понимаю, если бы появились люди, которым жилье положено раньше, чем мне, например, чернобыльцы. Но этого не было. Вопрос даже не выносился на обсуждение жилищной комиссии».

Радуненко начал жаловаться в прокуратуру и суд, о нем писали газеты, вышел сюжет на одном из центральных телеканалов. «После показа этого сюжета меня передвинули в списке с девятого места на 66-е, – с горечью отмечает пострадавший. – Опять-таки без объяснений и обоснований, и никто не понес за это ответственности. Сегодня у меня на руках есть несколько решений суда и постановление прокуратуры, в которых черным по белому написано: положено выделить жилье. Но в исполнительной службе говорят, что из бюджета на эти цели не дают деньги. Получается, что квартиру может получить водитель Луценко, который проработал на этом месте два месяца, а я за свою тридцатилетнюю службу до сих пор бегаю по судам».

Радуненко уверен, что такие ситуации мог бы разрешить единый электронный реестр с открытым доступом для всех украинцев. Тогда любые изменения в очередности органам, ответственным за выделение жилья, пришлось бы, как минимум, аргументировать. Но эксперты считают, что инвентаризация всех существующих списков станет напрасной бумажной работой и лишней тратой времени и бюджетных денег. Самого главного – вопрос обеспечения украинцев доступным жильем – эта инициатива никоим образом не решит.

«Проблема «человек и очередь» возникла в Украине не сегодня и будет решена не завтра, – убежден директор Института города Александр Сергиенко. – Унификация списков создаст вместо множества не один, а по сути три реестра: очередники, первоочередники и льготники. То есть, то, что существует сейчас, но «в промышленных масштабах». И снова все жилье будет уходить в силовые ведомства и судебную систему. Да, возможно здесь наведут порядок, но как быть со всеми остальными людьми, которые нуждаются в жилье не меньше, чем полковники и прокуроры? Они снова останутся на задворках, и будут вынуждены стоять в очереди десятилетиями».

По мнению Кучеренко, польза от создания единого реестра может быть только в том случае, если власть всерьез настроена на то, чтобы бороться с коррупционными схемами, которые сложились в сфере выделения жилья. В противном случае пострадают обычные очередники, ведь взятки за «перемену мест» в общегосударственном реестре будут на порядок выше, чем подношения на местном уровне. «В целом же корень проблемы заключается в том, что у нас нет цельной программы жилищной политики, – убежден Кучеренко. – Государство внедряет пилотные проекты и отдельные программы по льготной ипотеке, к которым очень сложно получить доступ, однако модели обеспечения конституционного права украинцев на жилье нет».


Back Друк