Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам
04-12-2024 21:10
http://investhelp.com.ua/ua/print/21411

Переходной период: 80% сделок будут начинаться и заканчиваться у нотариусов
Лютий 26, 2013 

Дмитрий Ворона – о причинах своего назначения, борьбе с БТИ и новых сроках регистрации прав собственности на недвижимость.

С 1 января 2013 года одной длительной и неприятной процедурой в жизни многих украинцев должно было стать меньше. Власть обещала: оформить права собственности на недвижимость можно будет быстро и недорого. Для этого прежних неэффективных регистраторов – бюро технической инвентаризации (БТИ) – от процесса решили отстранить, а их функции передать Государственной регистрационной службе (Укргосреестр) и нотариусам.

Но в январе реформа забуксовала. Служба оказалась неготовой к новым полномочиям. Люди неделями простаивали в очередях, а нотариусы отказались работать по новым правилам. За это в конце января должностью поплатился прежний глава Укргосреестра Леонид Ефименко, а три недели спустя его место занял Дмитрий Ворона, ранее занимавший пост замминистра юстиции. В интервью Forbes он рассказал, кому обязан назначением и как будет исправлять ошибки предшественника.

– В Укргосреестр вы пришли с должности замминистра юстиции, это повышение?

– Не скажу, что повышение. Правильнее будет сказать – новый вызов.

– От кого узнали о назначении?

– До этого у меня были собеседования со всеми должностными лицами, которые принимали такое решение.

– Думаю, нашим читателям знакомы их фамилии. Кто эти должностные лица?

– Я уже ответил на вопрос. 

– Вашим прямым начальником остается министр юстиции Александр Лавринович. Некоторые, как вы сказали – «должностные лица», утверждают, что назначением вы обязаны в том числе дружбе с его сыном – Максимом Лавриновичем. Это так?

– В Министерстве юстиции я работаю относительно недавно. Это первое. Второе – да, я знаком с сыном министра, но не более того. С Александром Владимировичем Лавриновичем я знаком давно. Еще с того времени, когда начинал работать в Министерстве охраны окружающей среды. Люди склонны создавать разные мифы, но причина моего назначения – другая. Последние три недели я полностью курировал запуск и занимался решением и устранением всех болевых мест, которые возникли в процессе внедрения новой системы регистрации прав на недвижимость. 

Движение сопротивления

– Реформа в этой сфере провалилась. Подтверждение тому – увольнение вашего предшественника Леонида Ефименко.

– Я бы не говорил так категорично. У бывшего главы ведомства были серьезные проблемы со здоровьем – это основная причина его увольнения. А заявления и слова руководителей некоторых ведомств в СМИ прозвучали из-за незнания ситуации. То же могу сказать и о реформе. Она не провалилась. Система, которую мы реализовываем, одна из лучших в Европе. Просто в некоторых городах мы столкнулись с тем, что наши оппоненты или те люди, которые потеряли возможность неформально решать вопросы, связанные с регистрацией собственности, начали пиар-акцию по дискредитации нововведений. Они поняли, что теряют ресурсы, на которых зарабатывали серьезные деньги.

– Сколько сегодня в среднем составляет оборот теневого рынка услуг по регистрации прав собственности на недвижимость в Украине?

– По разным оценкам, это около 150-200 млн гривен в год. С введением новой системы этот рынок исчез. В попытке его вернуть и была развернута стратегия по провалу реформы. В обществе начали разжигать истерию,

Оборот теневого рынка услуг по регистрации прав собственности на недвижимость до введения новой системы составлял 150-200 млн гривен

что гражданам нужно получить технические паспорта на свою недвижимость в связи с тем, что бюро технической инвентаризации теряют свои функции. На самом деле текущая техническая инвентаризация с 2013 года отменена вообще. Но истерия уже началась. Поэтому, когда в Государственную регистрационную службу пошел наплыв людей, которые не смогли решить свои вопросы в БТИ за последние три месяца прошлого года, мы не сумели удовлетворить все заявки в срок. Но на самом деле изменения произошли, и в лучшую сторону.

– Вы имеете в виду сокращение сроков регистрации?

– И не только. Раньше процедура оформления недвижимости могла занимать несколько месяцев. Нужно было идти в БТИ, после чего ждать техника, который бы провел инвентаризацию вашего имущества, потом идти за техпаспортом и выпиской из реестра. Сейчас все оптимизировано. Зарегистрировать недвижимость можно максимум за две недели в ГРС. Если же собственность была ранее внесена в реестр, у любого нотариуса при совершении сделки – за несколько часов. При этом цена услуги – идентична.

– Не совсем. Появились новые статьи расходов: внесение изменений или исправление ошибки в Госреестре стоит 51 гривну. А предоставление информации из него – 120 гривен. 

– Но теперь нет необходимости платить как минимум 400 гривен за изготовление техпаспорта на недвижимость. Его упразднили. А сборы за пользование реестром – меньше тех сумм, которые приходилось платить раньше. Получается существенная экономия средств.

Переходной период

– Допустим, было определенное сопротивление на местах, тем не менее, ваша служба не смогла обслужить всех желающих. Были проблемы у нотариусов. Почему?

– Давайте по порядку. Нотариусы – тоже люди. Многие из них консервативны и не хотели сначала выходить из своей зоны комфорта. А с введением новой системы регистрации прав на недвижимость в их работе, можно сказать, наступила новая эра. Грубо говоря, мы заставили их больше работать. Раньше нотариус просто

Грубо говоря, мы заставили нотариусов больше работать

оформлял сделку, а сейчас за те же деньги он должен подтвердить право собственности отчуждателя и зарегистрировать его на нового собственника. Еще и ответственность нотариусов стала выше, вплоть до уголовной, ведь они теперь – полноценные регистраторы по сделкам, которые оформляют. В результате, вместо того чтобы тратить время  и ходить по разным инстанциям, теперь 80% сделок будут начинаться и заканчиваться у нотариусов. На все будет уходить 3-4 часа. 

– Но не все нотариусы до сих пор могут регистрировать права. Вам об этом известно?

– Да. По моим подсчетам, сегодня только 1% из 7500 нотариусов не могут этого делать. Все получили ключи для работы с реестром бесплатно. Почему некоторые до сих пор не подключены к реестру, нужно спрашивать у них.

– Существует и другая причина – нотариусы просто отказывались вносить данные в реестр. Тогда некоторые чиновники предлагали лишать таких нотариусов свидетельств. Вы готовы пойти на этот шаг?

– Существуют общие правила, когда может быть остановлено либо аннулировано действие свидетельства нотариуса. Если он действует не по закону, это касается не только правил регистрации имущества, мы можем принимать меры. В министерстве я также курировал департамент нотариата, и с нового года не получил ни одной обоснованной жалобы.

Были другие ситуации – когда нотариусы отказывались регистрировать сделку, потому что не имели права этого делать. Согласно закону, он может регистрировать только сделку, которая совершается сегодня, а многие граждане, в силу непонимания, приходили с требованием зарегистрировать прошлогодние сделки. Происходило это, опять же, из-за трудностей регистрации в прошлом году в БТИ. Нотариусы вынуждены были направлять всех в регистрационную службу. Потом из-за этого тоже возникали очереди. И то – только в городах-миллионниках. 

В порядке очереди

– В январе-феврале работа службы была заблокирована в Киеве, Донецке, Харькове и Симферополе из-за огромных очередей. Сотрудники не справлялись с наплывом людей. Одной из причин называли недостаток помещений. Этот вопрос решен? 

– Знаете, почему проблемы с очередями возникли именно в этих городах? Потому что здесь было наибольшее сопротивление лоббистских групп. Вопрос с помещениями мы решаем. Сегодня у БТИ нет 2/3 функций, которые у

Знаете, почему проблемы с очередями возникали именно в Киеве, Донецке, Харькове и Симферополе? Потому что здесь было наибольшее сопротивление лоббистских групп

них были раньше. Большинство сотрудников были уволены. Почему нельзя регистрационную службу разместить в бывшие помещения БТИ? Кабинетом министров принято распоряжение, которым государственные администрации обязаны принять необходимые меры.

В «проблемных» городах мы уже разобрались. Я встречался с местными властями Донецка, в результате вопрос помещения решен. В Харькове – с губернатором, вопрос будет снят в ближайшее время. По руководителю регистрационной службы Крыма решаем вопрос о соответствии занимаемой должности. Думаю, ситуация стабилизируется, когда люди начнут обращаться не только в службу, но и к нотариусам. Пока нотариусы рассматривают только 15% заявок. Наибольшей проблемой остается Киев, но уже есть конструктив и в столице.

– Как вы решаете вопросы с БТИ, которые должны передать вам всю свою информацию для внесения в новый реестр? 

– Мы над этой проблемой бьемся уже три года. Сегодня в стране работает 380 БТИ. Каждое из них подчиняется  мэру своего города, и заставить БТИ передать нам в службу все архивы с информацией о регистрации прав на недвижимость не может даже Кабинет министров. Поэтому мы пошли другим путем. Сейчас мы ставим вопрос, а откуда у БТИ возникла уверенность в том, что у них есть право собственности на эти архивы?

– Еще одно ведомство, которое теперь зависит от информации из нового реестра – Министерство доходов и сборов. С помощью вашего реестра оно сможет администрировать новый налог на недвижимость. МДС вас не торопит? 

– Нерешенных вопросов с государственными органами у нас нет. С разными структурами мы работаем по-разному. И они получают от нас информацию в течение одного-двух дней. С центральным аппаратом министерства один формат, с налоговой милицией – другой. Но просто так никто не может получить доступ к персональным данным, которые есть в реестре. 

– На должности замминистра юстиции вы заявляли, что время оформления права собственности на недвижимость можно сократить с 14 дней до одного-двух. Вы по-прежнему так думаете? 

– Я от своих слов не отказываюсь. Здесь просто есть небольшая поправка. Регистрация права собственности на квартиру может занимать и несколько часов. А если это завод или предприятие в 100 000 квадратных метров с цехами и опасными объектами, никаких обещаний по срокам давать не могу. Сейчас средний срок обработки заявления – не больше пяти дней. Для нас это результат.

Екатерина Сыченко 


Back Друк