Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам
23-11-2024 16:05
http://investhelp.com.ua/ua/print/27346

Если мораторий на проверки будет возобновлен – количество проблемных строек увеличится в разы
Березень 11, 2016 

В конце 2015 года начался процесс передачи части полномочий Государственной архитектурно-строительной инспекции местным органам власти. И в данный момент процесс набирает ход. Вместе с тем, во второй половине 2015 года уже не действовал мораторий на проверки, и ведомство смогло осуществлять функции контроля над стройобъектами. В том, что это контроль в той или иной мере необходим, показало обрушение внутренних конструкций в здании на ул. Хмельницкого в Киеве, которое привело к человеческим жертвам.

О ходе децентрализации, о ситуации с нарушениями в отрасли и о том, как не допустить ситуации, подобной обрушению здания на ул. Хмельницкого рассказывает председатель ГАСИ Украины Алексей Кудрявцев.

Как проходит процесс передачи полномочий местным органам власти в рамках реформы по децентрализации? Какому количеству общин уже переданы полномочия?

На сегодняшний день процесс децентрализации перешел в активную фазу. Закон о передаче полномочий вступил в силу 1 сентября 2015 года, затем ГАСИ совместно с Минрегионом разработали, а правительство приняло 11 нормативно-правовых актов, реальная работа началась только в конце октября. Сегодня мы уже получили более 50 заявок от местных органов власти, которые хотят создать свои инспекции.

Все имеющиеся заявки отрабатываются, со всеми заявителями мы находимся в очень тесном контакте, находим взаимопонимание, где необходимо помогаем, исправляем ошибки, поскольку документы не всегда правильно подготовлены.

Несколько общин уже получили новые полномочия. Среди них такие большие города как Луцк, Мариуполь и Ильичевск. Остальным городам, которые обратились, и привели документы в соответствие к законодательству, планируем передать уже до конца апреля. Среди них несколько городов Киевской области, а также Львов, Харьков, Херсон и Тернополь.

Какие возникают проблемы в ходе этого процесса?

Основная проблема – это низкая квалификация кадров. Люди, которые будут работать с реестром разрешительных документов, два раза в месяц проходят у нас обучение, и мы видим, что среди них более половины не отвечают необходимым требованиям. Я призываю местные общины более тщательно совершать кадровый отбор. Понимаю, что на местах не очень большое количество квалифицированных работников, но ГАСИ не может допустить, чтобы в местных инспекциях работали непрофессионалы.

То есть, если местная власть создает свои учреждения без соблюдения прописанных в нормативно-правовой базе четких условий - вы просите их устранить нарушения, и только после этого можете передавать полномочия?

Только так. Если есть моменты, которые можно исправить – они их исправляют.

Вы говорили, что есть активные общины, которые хотят получить эти полномочия и подают заявки, значит, есть менее активные, которые не хотят данных полномочий. Закон их не принуждает подавать заявки?

Нет, это исключительно право общин. А есть еще третья группа – которые подают заявление, а потом его отзывают.

Таким образом, у нас может сложиться ситуация, когда часть общин будет иметь полномочия контролю над строительством, а часть нет.

Закон не указывает, что местные власти обязательно должны выполнять данные функции. Есть желание – они принимают полномочия, нет – полномочия на определенной территории остаются у Госархстройинспекции.

Кто финансирует создаваемые местной властью под новые полномочия органы?

Бюджеты местных общин. Мы к финансированию этих органов никакого отношения не имеем. Более того, мы проводим совершенно бесплатное обучение местных кадров.

Процесс децентрализации неограничен во времени? Он может идти годами?

Временных ограничений нет. Главное – не создать препятствий заказчикам строительства в начале строительных работ. Общины, которые сейчас не подают заявки, могут со временем "дозреть" и принять на себя эти полномочия. Процесс немного застопорили местные выборы, в ноябре-декабре, за исключением крупных городов, вообще никакого движения в этом направлении не было. А уже в январе-феврале понемногу пошли заявки.

Кто оперативнее подает заявки – большие или малые города?

Все крупные города я уже называл. Наверное, малые города работают оперативнее. Большинство общин, которым мы передали полномочия – это именно небольшие города. Причем, наиболее активную позицию занимает Донецкая область.

ГАСИ намерен инициировать какие-либо законодательные инициативы для усовершенствования реформы?

Сегодня закон предусматривает комплексную передачу полномочий. Но если инспекторов для контроля на местах вполне достаточно, то квалифицированных работников для наполнения реестра разрешительных документов очень мало. Для подготовки таких кадров на местах требуется время. Поэтому мы изучаем вопрос, чтобы предусмотреть возможность передачи полномочий в 2 этапа. Отдельно передавать полномочия по контролю, а отдельно – по выдаче разрешительных документов. Можно начинать передачу полномочий с контроля, а потом, когда люди сдадут необходимое тестирование, давать им доступ к реестру разрешительных документов.

Какое количество нарушений зафиксировал ГАСИ в рамках своих проверок в 2015 году? Какая динамика нарушений, их типология, и сколько штрафов наложил ГАСИ?

В 2015 году мы провели больше 21 тыс. плановых и внеплановых проверок. И каждая третья проверка обнаружила нарушения. Мы их фиксируем, выписываем нарушителям предписания, штрафные санкции. В прошлом году Госархстройинспекция начислила более 120 млн. гривен штрафных санкций. Из них 12 млн. гривен – по плановым проверкам и 107 млн. гривен – по внеплановым.

Необходимо учитывать, что до июля 2015 года в стране действовал мораторий на проведение проверок, и мы могли осуществлять их только с разрешения Кабинета Министров. Осуществлять контроль ГАСИ начала лишь в августе. Поэтому показатели проверок и штрафов – это большей частью данные за август-декабрь.

Сложно проанализировать динамику нарушений, поскольку в 2014 году тоже действовал мораторий. К сожалению, сегодня в Верховной Раде зарегистрированы 2 законопроекта, которые предусматривают ограничение контролирующих функций Госархстройинспекции. Один законопроект – может, как и в прошлом году, ввести запрет на проверки, расширив мораторий на госархстройконтроль, а второй касается периодичности проверок бизнеса. На заседании профильного комитета мы донесли нашу позицию – мы не проверяем бизнес и хозяйственную деятельность предприятий. Инспекция проверяет строительные площадки и строящиеся объекты. Объекты 4-5 категории сложности – это очень серьезные конструкции и чтобы обеспечить безпасность гражданам и защитить их права, мы обязаны осуществлять там контроль и надзор.

Если эти законы будут приняты, а они уже прошли первое чтение, ГАСК будет существенно ослаблен по обеспечению контролирующей и надзорной роли и это может в разы увеличить количество проблемных строек и ухудшения ситуации в строительной отрасли в целом. Поэтому мы надеемся, что при дальнейшем рассмотрении этих законопроектов наша позиция будет учтена.

Т.е. вы негативно оцениваете практику предыдущего моратория на проверки?

К сожалению, недобросовестные строители воспользовались этим шагом навстречу предпринимателям и уровень незаконных строек, а вместе с ними и уровень социальной напряженности в обществе, существенно вырос. Такие застройщики понимали, что никаких проверок не будет, и они могут делать все что угодно.

Какие нарушения фиксируются наиболее часто?

Основное нарушение – это занижение уровня категории сложности с 4 до 3. Что происходит на практике. Для 3 категории сложности у нас работает декларативный принцип, когда достаточно лишь указать названия и атрибуты необходимых документов. При рассмотрении поданных деклараций на начало выполнения строительных работ на объектах 3 категории сложности сегодня мы проверяем только полноту данных. И если все графы заполнены верно – работник Инспекции обязан ее зарегистрировать. Это и позволяет некоторым застройщикам указывать в декларациях недостоверные данные. Если застройщик недобросовестный, сведения о земле, градостроительных условиях и ограничениях могут не соответствовать действительности. На этапе выявления этих нарушений, как правило, выполнено уже 30-40% строительных работ.

Разрешения – совсем другое дело. Застройщик должен предоставить копии указываемых документов и специалисты их проверяют. Но дело в том, что перечень документов, которые необходимы для законного строительства объектов 3 или 4 категории, практически идентичен. Поэтому если застройщик порядочный – то для него подать документы на разрешение не проблема. И это позволит нам с самого начала отследить и предупредить нарушение.

Многие специалисты, в т. ч. Общественного совета при ГАСИ, небезосновательно считают, что объекты 3 категории сложности необходимо перевести на разрешительную систему. Она предусматривает получение разрешений и сертификатов на готовность объекта, что позволит существенно повысить их безопасность, как во время строительства, так и при последующей эксплуатации.

Вы подавали в Кабмин законопроект с такой инициативой?

Пока мы досконально изучаем эти предложения с учетом всех возможных последствий.

Какие еще фиксируются нарушения, кроме занижения уровня категории сложности?

Прежде всего, наблюдаем отклонение от государственных строительных норм и от градостроительных условий и ограничений. Например, градостроительные условия и декларация предусматривают высотность в 5 этажей, а реально строится семь или девять.

Много ли случаев остановки строительства на основании ваших предписаний?

ГАСИ останавливает стройку только в случаях, предусмотренных законодательством: если строительные работы выполняются самовольно, с отклонениями от проектной документации или есть существенные нарушения строительных норм. В остальных случаях выдаются предписания об устранении нарушений и дается срок на их исполнение.

Типология нарушений одинакова во всех регионах или есть особенности?

Региональных особенностей нет, где-то нарушений больше, где-то меньше, но нарушения типологически одинаковы.

Недавно в самом центре Киева на ул. Богдана Хмельницкого произошел трагический и скандальный случай - обрушились перекрытия в нежилом доме. Есть жертвы. ГАСИ уже давал информацию, что разрешения на проведение строительных работ в этом доме не было. Что можно сделать, чтобы упредить такие случаи в дальнейшем? И сколько может быть таких домов в столице и по всей Украине?

Решать этот вопрос необходимо на законодательном уровне. Если инспектор идет по центральной улице столицы и видит нарушения, то он не может завтра выйти на проверку. Необходимо обращение граждан либо правоохранителей. Поэтому, если мы говорим о профилактике, то необходимо наделить инспектора полномочиями самому инициировать проверки при выявлении проблемных объектов строительства.

Как идет процесс передачи полномочий по Киеву?

В передаче полномочий Киеву есть один нюанс. КГГА попадает под действие закона о государственных администрациях. Он предусматривает, что руководитель структурного подразделения должен утверждаться по согласованию с центральным органом власти, на органы местного самоуправления эта норма не распространяется. Сегодня мы находимся в процессе согласования руководителя новой инспекции.

Можно ли оценить, сколько может быть таких домов без разрешений на строительные работы?

Думаю, что если и станет известной эта цифра, она мало кого успокоит. Ведь решение вопроса не в том – будет их много или мало. Для того, чтобы натворить беды достаточно будет и одного такого объекта Пример по дому на ул. Богдана Хмельницкого, где произошло обрушение, показателен. Дом в двух шагах от Крещатика, люди там что-то строят, а мы ничего не знаем. С точки зрения общественной безопасности надо создать систему, которая априори не допускает несанкционированного ведения строительных работ. И в этом ключевую роль играет активная позиция и небезразличие граждан. А мы уж оперативно отреагируем на каждый сигнал.

Сколько ГАСИ выдал лицензий на строительную деятельность в 2015 году, какая динамика количества выданных лицензий по сравнению с 2014?

В 2015 году было выдано более 4 тыс. лицензий на строительную деятельность. Хочу обратить внимание, что мы лицензируем сегодня только объекты 4 и 5 категорий сложности. В целом в прошлом году на 11% увеличилось количество выдачи лицензий в сравнении с 2014 годом. Это радует, поскольку показывает, что строительная отрасль двигается вперед. Из выданных лицензий – 1,5 тыс. припадает на Киев.

Кроме Киева, в каких регионах выдается больше всего лицензий? Речь идет о крупных городах?

Да, это Днепропетровская, Одесская, Львовская области и их областные центры.

Какие надзорные функции над работой местных властей есть у ГАСИ?

Мы осуществляем функцию надзора над создаваемыми местными властями органами госархстройконтроля в рамках процесса децентрализации, а также над местными органами градостроительства и архитектуры. Функция надзора у нас работает с 4 квартала 2015 года. Наши инспекторы проверяют выдачу градостроительных условий и ограничений. На сегодняшний день проведены 122 проверки, из которых почти в 90 случаях были выявлены нарушения. Это 70% от общего числа проверок. Есть несколько случаев остановки действия градостроительных условий, по некоторым архитекторам мы направили документы на увольнение.

О каких нарушениях идет речь в первую очередь?

Это нарушения градостроительного законодательства. Не соблюдаются государственные строительные нормы, расстояния между строениями, земля не оформлена надлежащим образом, или остается в статусе земель сельхозназначения, а строительство на ней уже разрешается.

Как вы выбираете, какие именно из решений местных градостроительных департаментов будут проверяться?

Основанием внеплановой проверки в рамках госархстройнадзора может быть заявление граждан или юридического лица, а также признаки нарушений, выявленные на основании камеральных и документальных проверок.

Существует несколько видов проверок в рамках госархстройнадзора – плановые, внеплановые, документальные и камеральные. Камеральная проверка проводится с целью выявления нарушений, допущенных при внесении информации в единый реестр документов в сфере строительства. Также предусмотрена документальная проверка достоверности данных документации. По результатам этих проверок и определяется предмет планового контроля. Плановая проверка местных учреждений, работающих в сфере градостроительства, будет проводиться не чаще одного раза в год. Таким образом, местная община сможет влиять на должностных лиц контролирующих органов путем апелляции.

Мы говорили о передаче полномочий городам, но есть еще и села. Они, как я понимаю, вообще не подают заявки на передачу полномочий?

У сел мало собственных ресурсов для содержания инспекций. К тому же в сельской местности не так часто происходит строительство. Другой вопрос, если отдельные сельские населенные пункты подадут заявку на создание собственной инспекции, объединившись в единые общины. Но пока таких заявлений не поступало.

Как идет процесс строительной амнистии? Необходимо ли ее продлевать?

В 2016 году амнистия уже не проходит, срок ее действия закончился в конце декабря. В рамках этого механизма заявители подавали декларацию о готовности объекта с отметкой архитектурных департаментов местных органов власти. Амнистия касалась только объектов 1-2 категории сложности – это частные жилые дома, садовые домики, хозяйственные постройки. В 2015 году 23 тыс. объектов было введено в эксплуатацию по такому механизму.

Цель строительной амнистии – освободить граждан от ответственности за самовольное строительство, но не за нарушение строительных норм. Считаю, что предыдущие амнистии дали людям эту возможность. Сегодня в парламенте рассматривается законопроект о ее продлении, но Госархстройинспекция не видит в этом особой необходимости.

Вы уже озвучили ряд законодательных инициатив, которые поддерживает ГАСИ. Что еще необходимо усовершенствовать в нашем законодательстве в отрасли?

Сегодня в градостроительном законодательстве нарушен баланс между интересами застройщика и правами инспектора. Как я говорил ранее, инспектор фактически лишен возможности самостоятельно инициировать проверку, чем пользуются многие нарушители. Граждане, возмущенные резонансной стройкой, тем временем требуют, чтобы ГАСИ действовала оперативно как полиция или "скорая помощь". При действующем законодательстве это невозможно. А поэтому необходимы изменения законодательства. А пока в таких условиях призываю граждан при подозрении на незаконное строительство обращаться в Госархстройинспекцию с соответствующим заявлением, после чего мы выйдем на проверку и зафиксируем нарушения.


Back Друк