Ассоциация помощи пострадавшим инвесторам
21-11-2024 19:51
http://investhelp.com.ua/ua/print/27505

Судебная практика полномочий органа государственного архитектурно-строительного контроля
Листопад 09, 2016 

Верховный Суд Украины пришел к выводу о наличии у органа государственного архитектурно-строительного контроля права выдавать предписание с требованием об устранении нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил путем сноса самовольно построенного объекта.

Об этом идет речь в постановлении Судебной палаты по административным делам от 11 октября 2016 года по делу №21-1609а16.

По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона №3038-VI, управление в сфере градостроительной деятельности состоит, в частности, в государственном архитектурно-строительном контроле, который в соответствии с абзацем 2 п. 1 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2011 года №553 (далее — Порядок), осуществляют Государственная архитектурно-строительная инспекция и ее территориальные органы.

Ч. 1 ст. 41 Закона №3038-VI определяет государственный архитектурно-строительный контроль как совокупность мер, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил.

В ходе осуществления такого контроля должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля во время проверки, среди прочего, имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания по:

а) устранению нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил;

б) приостановлению подготовительных и строительных работ, которые не соответствуют требованиям законодательства, в частности, строительных норм, градостроительным условиям и ограничениям, утвержденному проекту или строительному паспорту застройки земельного участка; выполняются без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения или разрешения на выполнение строительных работ (п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона №3038-VI).

Право на издание вышеприведенных предписаний предусмотрено и в п. 11 Порядка.

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона №3038-VI, в случае выявления факта самовольного строительства объекта, перестройка которого с целью устранения существенного отклонения от проекта или устранения нарушений законных прав и интересов других лиц, существенного нарушения строительных норм является невозможной, должностное лицо органа государственного архитектурно-строительного контроля выдает лицу, которое осуществило (осуществляет) такое строительство, предписание об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил с определением срока для добровольного выполнения предписания.

В случае если лицо в установленный срок добровольно не выполнило требования, установленные в предписании, орган государственного архитектурно-строительного контроля подает иск в суд о сносе самовольно построенного объекта и компенсацию расходов, связанных с таким сносом. По решению суда самовольно построенный объект подлежит сносу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, с компенсацией затрат, связанных со сносом объекта, за счет лица, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство (абзац 2 ч. 1 и абзац 1 ч. 2 ст. 38 Закона №3038-VI).

Ч. 1 ст. 38 Закона №3038-VI не содержит исключительного перечня требований, которые могут относиться инспекцией архитектурно-строительного контроля в предписании с целью устранения нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил. Ее конструкция дает основания считать, что требования об устранении таких нарушений должны быть сформулированы с учетом их характера и степени тяжести. С самого предмета правового регулирования ст. 38 Закона №3038-VI усматривается, что снос самовольного строительства является одним из способов устранения нарушений. Поэтому, при невозможности их устранения по-другому, соответствующее предписание органа государственного архитектурно-строительного контроля может содержать требование о сносе самовольно построенного объекта.

При этом выполнение такого требования, учитывая закрепленное в абзаце 2 ч. 1 и абзаце 1 ч. 2 ст. 38 Закона №3038-VI правило по сносу самовольно построенного объекта на основании решения суда по соответствующему ходатайству органа государственного архитектурно-строительного контроля, имеет добровольный характер. Вопрос же обоснованности предписания о сносе самовольно построенного объекта, наличия оснований для такого сноса, как и возможности устранения нарушений по-другому, должен быть решен судом в ходе рассмотрения дела по иску органа государственного архитектурно-строительного контроля о сносе самовольно построенного объекта.

Учитывая приведенное, коллегия судей Судебной палаты в административных делах Верховного Суда Украины пришла к выводу о наличии у органа государственного архитектурно-строительного контроля права выдавать на основании ч. 1 ст. 38 Закона №3038-VI предписание с требованием об устранении нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил путем сноса самовольно построенного объекта.

С полным текстом решения можно ознакомиться по ссылке.

посилання на оригінал статті: http://sud.ua/news/2016/11/07/97157-sydebnaya-praktika-polnomochij-organa-gosydarstvennogo-arkhitektyrno-stroitelnogo-kontrolya

Back Друк