Усиливающаяся конкуренция на рынке жилья обуславливает все большую борьбу за покупателя квартир, что в будущем, возможно, скажется на росте маркетинговых бюджетов для девелоперов.
Кроме правильного позиционирования своих объектов, девелоперам придется затратить средства и на креативные каналы продвижения своего предложения. К такому выводу пришли участники CEO Networking Dinner 2013.
Как отмечают аналитики, 2010-2012 гг. можно назвать периодом стабильности рынка жилой недвижимости. Ценовая ситуация по первичному рынку выровнялась. Цены оставались более или менее стабильными во всех сегментах. По вторичному рынку эксперты прослеживают постепенную сдачу позиции — квартирам-«малосемейкам», панельным домам и хрущевкам все большую конкуренцию составляют новостройки эконом-класса. Соответственно, ценовая динамика по вторичному рынку показывает отрицательный тренд.
По словам Ярославы Чапко, генерального директора компании Knight Frank, за последние годы конкуренция на рынке значительно усилилась — появилось большое количество новых проектов, преимущественно в сегменте эконом- и бизнес-классов. Поэтому, девелопер очень тщательно подходит к разработке новых жилых комплексов — учитывает текущие и старается спрогнозировать будущие тенденции спроса. В эконом-классе предложение на сегодняшний день практически полностью соответствует текущему спросу с точки зрения качественных параметров: строится большое количество малометражных и одно- и двухкомнатных квартир, которые пользуются наибольшим спросом.
В бизнес-классе, по мнению эксперта, ситуация немного другая. «Новостройки представлены преимущественно проектами, которые начинались до кризиса, соответственно, пока еще на рынке остается много объектов с избыточными площадями квартир. Новые проекты, которые вышли на рынок в 2012, и будут выходить в текущем году, уже учли эту особенность спроса и ориентируются на наиболее ликвидные площади и баланс квартир» — говорит Ярослава Чапко.
Как отмечает Михаил Петришин, генеральный директор компании Ektornet Management Ukraine, одним из ключевых факторов для девелоперов в настоящее время остается формирование эффективной стратегии и каналов продаж, что позволит реализовать внутренний ценовой потенциал объектов продаж в диапазоне до +10% процентов от их стоимости.
По прогнозам специалистов, на данном рынке будет постепенно расти удельный вес проектов эконом-класса, поскольку наиболее активный спрос сосредоточен именно в этом сегменте. С учетом макроэкономических прогнозов развития Украины, значительных изменений параметров спроса не стоит ожидать в течение последующих 2-3 лет.