В этом году продолжилось падение цен на жилую недвижимость. По оценкам экспертов, цена квадратного метра за год снизилась на 10% на вторичном и на 5% на первичном рынке. Коммерческая недвижимость подешевела почти на 15%.
По словам экспертов, сейчас активность на рынке крайне низкая - продается, в основном, дешевый сегмент. Но и на такие квартиры спрос невысок. Даже те, у кого есть на руках сумма для покупки недвижимости, долго выбирают, торгуются и при малейшем колебании рынка откладывают покупку, блокируя тем самым рост цен.
Этот тренд, скорее всего, сохранится и в будущем. Высокая инфляция и уровень безработицы, рост цен на продукты питания, транспорт, бензин и другие товары, говорят о снижении благосостояния украинцев. В свете негативных прогнозов в отношении экономики Украины и неуверенности в стабильности гривны перспективы рынка недвижимости выглядят еще более печальными. Ухудшают общую картину и банки, начавшие с октября месяца повышать проценты по ипотечному кредитованию. Если в конце сентября финучреждения предлагали ипотеку в среднем под 17% годовых (речь идет о "вторичке"), то сейчас менее 20% уже не найти. При этом требования банкиров к заемщикам все так же строги.
Поэтому, вопреки всем запугиваниям застройщиков и брокеров, цены на недвижимость в следующем году расти не будут. Наоборот, продавцы квартир будут вынуждены пойти на серьезные уступки покупателям. Ведь количество украинцев, которые могут позволить себе покупку жилья, уменьшается с каждым днем. Правда, падение цен на квадратные метры в следующем году вряд ли будет сопоставимо с падением, которое можно было наблюдать в пик кризиса - в 2008-2009 годах. Но рассчитывать на удешевление в пределах 10-15% можно смело.
Главное событие следующего года – Евро 2012. Именно под футбольный чемпионат на протяжении трех последних лет государство возводило новые гостиницы, строило дороги, аэропорты и стадионы… Точнее на протяжении двух последних лет чиновники распределяли подряды между частными структурами. И только в этом году начались подвижки по развитию инфраструктуры.
Впрочем, даже при таких "ударных" темпах работы украинцы все же получили немного бонусов. Например, в Киеве ко Дню Независимости открыли целых три транспортные развязки. В частности, введена в эксплуатацию реконструированная развязка на пересечении проспекта Науки со Столичным шоссе. Заработала также развязка возле станции метро "Днепр" (съезд с моста Метро). Открыто автомобильное движение по Дарницкому железнодорожно-автомобильному мостовому переходу. Поспешили в этом году и киевские метростроители - сдали новую станцию метро в эксплуатацию.
А вот харьковчане получили новый аэропорт и новые авиамаршруты. Теперь, например, из Харькова можно улететь в Стамбул всего за 60 долларов. Появилось в Украине и более качественное дорожное покрытие. Успели немного обновить свой парк транспортные коммунальные предприятия.
Но главные призы украинцев ждут в следующем году. Так, например, уже с мая начнут курсировать между городами, принимающими Евро-2012, скоростные поезда Hyundai. К этому времени также обещают завершить строительство терминала D в аэропорту Борисполь и даже запустить "Воздушный экспресс" - современную электричку, которая будет доставлять пассажиров из Борисполя в Киев. Последняя правда будет запущена не к чемпионату, а примерно через полтора года. Также чиновники обещают привести в порядок аэропорт "Киев" (Жуляны). Смогут похвастаться воздушными воротами и дончане, судя по смете, Донецкий аэропорт обойдется государству дороже столичного.
Появится во всех четырех городах – Киеве, Львове, Харькове, Донецке,- достаточное количество гостиниц (причем с разным количеством звезд).
Еще одним приятным начинанием украинского правительства станет строительство кольцевой дороги вокруг Киева. Правда, до начала Евро-2012 начать сей грандиозный проект не удастся (скорее всего, за работу возьмутся в середине лета), однако само по себе внимание чиновников к транспортным проблемам Киева уже вселяет оптимизм.