Информационного вакуума не бывает. Любое действие, имеющее свое публичное выражение и значительный общественный резонанс, но не до конца представленное широкой публике, может быть (сознательно или несознательно) неверно интерпретировано.
Классическим примером подобной ситуации является шум, поднятый вокруг социальных инициатив Президента Украины Виктора Януковича. Особенно – в части создания механизма удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения жителей Украины доступным жильем.
Анализируя данную инициативу Президента, мнения экспертов разделились. Не обошлось и без чистой политики: эксперты, имеющие явно оппозиционные взгляды, раскритиковали предложение Главы государства, приведя десятки причин, почему именно не получится (нельзя) производить сегодня подобные действия. Разумеется, упор делался на состоянии украинской банковской системы и том, что те финансовые учреждения, которые будут включены в новую «схему» ипотеки, просто «лягут».
Другая часть экспертов, в том числе и я, не имея всей полноты информации, относительно инструментария, которым обладает государство в данной сфере, высказывали осторожные предположения относительно озвученных сроков реализации президентского проекта. Разумеется, в расчет принимались возможности банковских учреждений, но возможности государства – в лице ГИУ (Государственного ипотечного учреждения) были понятны не в полном объеме.
Сегодня, имея на руках предложения ГИУ по созданию механизма удешевления стоимости ипотечных жилищных кредитов можно делать уже определенные выводы, а не предположения.
Принимая во внимания опыт ГИУ в данной сфере (а это учреждение уже осуществило рефинансирование около 8 тысяч ипотечных кредитов, успешно работает с более, чем 100 банками и только с начала 2011 года направило около 365 миллионов на ипотечное кредитование), возможности и перспективные планы развития, становятся понятны механизмы реализации инициатив Президента в части доступной ипотеки.
Со стороны министерств, уполномоченных Кабинетом министров Украины, уже предложен кредитно-финансовый механизм, предусматривающий наличие компенсационного инструментария, уменьшения для человека, берущего кредит, процентных ставок до уровня 3 процентов за счет государственного бюджета.
Также предусмотрено использование уже имеющегося у ГИУ механизма рефинансирования ипотечных кредитов за счет использования средств, полученных от размещения обычных ипотечных облигаций ГИУ.
Субъектами новой схемы ипотечного кредитования будут Национальный банк Украины, коммерческие банки, Государственное ипотечное учреждение, пенсионные фонды и страховые компании, Минрегион (Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству).
Уже сейчас ГИУ готов направить в озвученную сферу более 2,4 миллиардов гривен, что только за этот год позволит выдать 16 тысяч ипотечных кредитов. За последующие 3 года, данные показатели возрастут до 8 миллиардов гривен и 55 тысяч ипотечных кредитов соответственно.
Предложенный ГИУ механизм позволит минимизировать нагрузку на государственный бюджет по размерам компенсации процентной ставки и уменьшать эту нагрузку по мере снижения уровня учетной ставки НБУ.
Побочные плюсы также очевидны: активизация первичного рынка жилья и стимулирование строительной сферы.
Принимая во внимание программу ГИУ, совершенно понятными становятся механизмы реализации инициатив Президента Украины.
Можно прогнозировать, что найдется немало желающих подискутировать на тему правильности расчетов Ипотечного учреждения. Но в целом, приведенные цифры и схематичная картина реализации проекта, свидетельствует о детальнейшей проработке вопроса. Что, в свою очередь, означает соответствие ранее озвученных сроков запуска проекта с действительностью. И это предстоит признать всем экспертам, независимо от политических взглядов и убеждений.
Виктор Тильняк, президент украинской Финансовой Ассоциации