Закончилась пора летних отпусков, отгремели колокольчики первых школьных звонков. С приходом осени и приближением холодов многие стали вспоминать о жилищно-коммунальном хозяйстве.
И о тех «сюрпризах», которые нам принес и принесет этот отопительный сезон. Как вы уже догадались, мы решили подготовить цикл публикаций, которые должны помочь разобраться в некоторых тонкостях предоставления нам (потребителям) услуг коммунальных предприятий и ЖЕКов, контроля их объема и качества, а в случае необходимости помочь защитить наши права.
9 месяцев мы потратили на переписку с чиновниками, на получение и изучение нормативно-правовых документов и прочее, прочее, прочее… Стало понятно - для того, чтобы разобраться во всех тонкостях (то есть - понять где, как и почему нарушаются наши права) времени понадобится несоизмеримо больше. Поэтому было принято решение придать публичности то, что нам уже известно и продолжить информирование населения по мере раскрытия темы.
Сегодняшняя публикация будет посвящена общим положениям состояния дел по теплоснабжению, горячему водоснабжению, водоснабжению холодной водой и канализации. В последующих материалах мы постараемся раскрыть подробнее тему качества и объёмов поставок каждой из этих услуг.
Итак, услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения нам предоставляют Хмельницкое коммунальное предприятие «Юго-Западные теплосети» и Хмельницкое городское коммунальное предприятие «Хмельницктеплокоммунэнерго». На примере последнего и остановимся.
Вот что о себе по итогам 2010 года сообщает само МКП «Хмельницктеплокоммунэнерго» (далее МКП ).
На балансе находится 41 котельная, из них 9 - крышных, около 240 км тепловых сетей. Результатом финансово-хозяйственной деятельности МКП за 2010 год заявлен убыток в 4053,6 тыс. грн. Однако статьи по убыточным расходам или не раскрыты, или скрыты совсем. К примеру, расходы по потерям химически очищенной воды (по РТМ-2 и РТМ-3-5.0) заявлены в сумме 528750 грн. От себя добавим: если бы не собственные артезианские скважины, которые используются для скрытой подпитки теплосети на котельных по ул.Рыбалко,32; Пр. Мира, 99/101; Заречанская, 30, сумма потерь была бы показана еще больше. Но даже эти цифры (как, впрочем, и все остальные, которые приводятся в этой публикации) получены нами не от директора МКП, а частным порядком. На наш запрос о предоставлении информации мы получили, вернее, не получили ответа, дескать «она относится к информации с ограниченным доступом, а именно, является конфиденциальной информацией». Мы не стали оспаривать сей ответ в суде (у нас еще будут такие возможности), но руководство МКП просим еще раз перечесть Устав предприятия, особенно п. 1.2, в котором говорится о том, что собственником Хмельницкого городского коммунального предприятия «Хмельницктеплокоммунэнерго» является территориальная громада города Хмельницкого. А отсюда следует, что мы имеем право на получение любой информации о работе и состоянии дел коммунального предприятия, собственником которого является каждый хмельничанин.
Продолжим: на сегодняшний день износ системы теплоснабжения МКП составляет более 72% (по данным МКП), а документ «Информация об использовании энергоресурсов по МПК« Хмельницктеплокоммунэнерго », который прилагается к финансовому отчету МКП, сообщает - потери тепловой энергии в собственной сети МКП составляют 75,0 тыс. Гкал или (по тарифам МКП) свыше 15500 тыс. грн. То есть, конечный потребитель получает к оплате счета, включающие в себя и оплату халатности исполнителя услуг теплоснабжения - МКП. А чем можно объяснить тот факт, что в Луганске при расчетной температуре воздуха, равной - 25°С, необходимым количеством тепла на обогрев на 1м2 считается 0,148 Гкал, в Днепропетровске при расчетной температура воздуха - 23°С для обогрева 1м2 необходимо 0,139 Гкал, в Запорожье при расчетной температуре - 22°С на 1м2 необходимо 0,136 Гкал, и только в Хмельницком при расчетной температуре воздуха - 21°С необходимое количество тепла на обогрев 1м2 жилья составляет 0,151Гкал? А за ответом далеко ходить не нужно - в некоторых районах на тепловых сетях давно осыпалась теплоизоляция, срок эксплуатации которой 10 лет, и он давно истек.
На некоторых участках вообще нет изоляции, поэтому теплосети греют землю и небо. Нас убеждают, что работа по замене систем теплоснабжения ведется. Что ж, давайте посчитаем - общая протяженность теплосетей составляет 240 км (изношенных, напомним, на72%) и за 2010 год их было заменено 3 км. Такими темпами замена всех магистралей произойдет лет через 50, а вот выйти из строя система грозит приблизительно через лет 5-7. Причем замена труб в наших условиях удовольствие очень дорогостоящее, потому как цена только одного погонного метра трубы среднего диаметра около 1000 грн.
Очевидно, проблема нормальной работы МКП имеет несколько аспектов: с одной стороны нежелание переходить на современные технологии, а с другой - перекладывание явно ухудшающегося экономического положения на кошельки потребителей. Или же это сознательная попытка привести предприятие к банкротству и предложить городу в качестве спасения ситуации «эффективного частного собственника»? Что наводит нас на эту мысль? МКП из года в год показывает убыточное состояние дел, но не раскрывает расходование полученных средств. Интересно было бы увидеть финансовые документы о парке легковых автомобилей, списании средств на их обслуживание и покупку топлива, а главное – обоснование, каким образом это помогает решать проблемы убыточности предприятия? Или сделанные на предприятии «евроремонты», в конце- концов оплаченные потребителями, не вошли в расходные статьи?
Однако мы совсем не затем стали изучать состояние дел в наших коммунальных предприятиях, чтобы время от времени критиковать их руководство. Уже сегодня мы готовы оказывать консультативную и правовую помощь хмельничанам в случае нарушения их прав и законных интересов со стороны поставщиков и исполнителей услуг ЖКХ. Уже сегодня мы предлагаем нашу «дорожную карту» действий, которая включает:
1. Создание рабочей группы из представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей коммунальных предприятий и общественности для выяснения реального положения дел в сфере ЖКХ;
2. Составление реального плана модернизации всей системы жизнеобеспечения города, его тепло- и водоснабжения на 5 лет.
В этот план необходимо включить:
а) пересмотр всех схем теплоснабжения, водоснабжения, горячего водоснабжения всего города, максимально исключить из схем трубопроводы Ø250мм; и более;
б) установку на действующих центральных распределительных пунктах (ЦТП) автономных газовых и электрокотлов на отопление и горячее водоснабжение, что позволит снизить затраты и потери в системах, улучшит эксплуатацию в целом. Главное же – это снизит стоимость Гкал. на обогрев 1 квадратного метра жилой площади;
в) вывод из эксплуатации энергоемких, энергозатратных котельных. Например: существует схема теплоснабжения микрорайона Озерная от котельной по ул, Рыбалко,32, которая имеет диаметр труб 500-700 мм и их протяженность 3000 м. Запас прочности данной схемы равен 1, то есть в случае стихийного бедствия, землетрясения, наводнения или полного износа трубопровода, произойдет следующее – весь микрорайон Озерная будет разморожен, превратившись в маленький Алчевск. А ведь МКП уже предлагалось установить на шести существующих ЦТП автономные котлы на отопление и горячую воду.
Что это даст? Первое: это повысит надежность теплоснабжения и горячего водоснабжения в 6 раз. Второе: снизит затраты на транспортировку тепла. Третье: отпадет необходимость эксплуатации трассы длиной в 3 км. Четвертое: освободится котельная по ул. Рыбалко, 32, которая может быть перенацелена на другие объекты, и очень энергоемкая, энергозатратная котельная по ул. Заречанская, 30 может быть остановлена в целях экономии.
Путем установки автономных котлов на некоторых существующих ЦТП ЗМР-3, уменьшится протяженность тепловых сетей, сократится потеря тепла в системах. Таких ЦТП на сетях теплоснабжения МКП смонтировано около 40 единиц. Если вдумчиво рассмотреть схемы теплоснабжения всех котельных, то путем установки на некоторых ЦТП автономных котлов можно будет исключить из общей схемы несколько котельных - вот вам первый путь к снижению потерь тепла, экономии тепловой и электрической энергии, химически очищенной воды. Остановив несколько котельных, уменьшим количество выбросов вредных веществ в атмосферу, а это уже экономия денежных средств на оплату штрафов за нарушение экологического законодательства. При рассмотрении схемы теплоснабжения и ГВП необходимо предусмотреть на дальних участках тепловых сетей города установку блочных или крышных котельных, на газе или на электричестве. Надо учесть, что у МКП есть своя дешевая электроэнергия, которая вырабатывается 9 когенерационными установками (КГУ). Таким образом, наличие своей воды, своей электроэнергии, снижение затрат на транспортировку, снижение потерь в системе, уменьшение количества газа не даст расти тарифам и предприятие наконец-то будет рентабельным.
И если у кого-то это вызывает сомнение, предлагаем ознакомиться с опытом Ужгорода. Чтобы не дать чиновникам творить беспредел в городской системе ЖКХ, горсовет Ужгорода принял на своей сессии план развития и реконструкции всей системы теплоснабжения и горячего водоснабжения на 5 лет. И благодаря умной проработке и рачительной реализации этого плана, жители Ужгорода устанавливают индивидуальные системы газо-, и электроотопления за счет бюджета города.
Водоснабжение и канализация
Сколько громких заявлений и пафосных предвыборных обещаний было сделано о Чернелевском водопроводе! Это инженерное сооружение грозит стать одним из самых дорогостоящих. Уже сегодня оно «съело» несколько миллионов государственного, областного и городского бюджетов. А требуется еще столько же! Хотя коэффициент надежности этой системы, как и в прошлом примере, равен 1. То есть, случись что, город с 260 тыс. населением практически останется без воды. Это особенно опасно для тех же объектов теплоснабжения в зимний период. Хотя есть возможность этого избежать - по нашим данным, в советское время проводились геологические изыскания по наличию воды в пределах городской черты.
Изыскания показали, что под городом имеются большие запасы воды. То есть, остается провести комплексные мероприятия по изысканию питьевой воды и разработать схему безаварийной и бесперебойной работы системы водоснабжения. Частью этой системы должны стать действующие артезианские скважины микрорайонов Раково, Дубово, Озерная. Это не только в полном объеме обеспечит микрорайоны артезианской водой, но и даст возможность направить часть воды из этих скважин в другие районы города. А закольцованная схема водоснабжения будет поддерживать стабильность водоподачи в городе в любое время. И самое главное – стоимость разработки и монтажа единой системы водоснабжения города дешевле, чем строительство водопровода. Потребность же в технической воде будет обеспечиваться собственной добычей крупных котельных по ул. м. Рыбалко, Майборского, Заречанской и на проспекте Мира.
Возможно и снижение энергозатрат в системе водоснабжения. Для этого «Хмельницкводоканалу» необходимо договориться о взятии в аренду котельной, к примеру, сахарного завода, на равных паях купить и установить когенерационную установку, которая будет вырабатывать дешевую электроэнергию и тепло.
Технологически развитые и энергетически безопасные страны, такие как Дания, Норвегия, Швеция, уже сейчас потребление газа населением на бытовые цели покрывают на 35-40% за счет производства биогаза. У «Хмельницкводоканала» имеются свои очистные сооружения, а это, соответственно, дешевый материл для производства биогаза. Ну а поскольку зарубежные служебные командировки не такая уж и редкость для Хмельницкого исполкома, предлагаем изучить опыт этих стран и внедрить его у нас. Тем более, что жизнь сама в скором времени заставит строить минизаводы по переработке и утилизации – иначе город захлебнется в отходах собственной жизнедеятельности. Кроме того, обладая возможностью добычи артезианской воды, «Хмельницкводоканалу» давно пора задуматься о бутилировании воды для потребностей населения. Ведь дополнительная статья дохода не будет лишней для коммунального предприятия, а люди (которым нужна именно бутилированная вода) смогут получать чистую воду дешевле, чем от частных посредников – перекупщиков. Полученную прибыль можно использовать для переоснащения насосного парка на новые - более экономичные и менее энергозатратные насосы.
И если кому-то наши предложения покажутся новеллами дилетантов, мы предлагаем вместе продолжить изучение состояния дел в сфере городского ЖКХ и вместе искать пути их разрешения. А иначе, завтра или послезавтра, некий бывший «руководитель» некоего бывшего коммунального предприятия предстанет перед нами в качестве нового, частного владельца фирмы-монополиста по подаче в наши квартиры тепла и воды, электричества и газа, в общем, того, без чего современный человек уже не мыслит своего существования. И предъявленные нам к оплате счета за эти блага будут зависеть лишь от его представлений о справедливой цене и желания нажиться.
Владимир Сикало