Еще по теме:

назад до фільтрів

Изменения в Порядке осуществления архитектурно-строительного контроля могут расширить полномочия ГАСКа
Квітень 09, 2013 

В случае вступления в силу Постановления Кабинета Министров о внесении изменений в Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля инспекторы ГАСК смогут проверять не только строящиеся объекты, но и объекты уже введенные в эксплуатацию.

К такому выводу пришли эксперты в ходе заседания Комитета по вопросам права URE Club. Отмечается, что проверкам будут подвергаться не только наиболее сложные объекты IV и V категорий сложности, но и более простые объекты І – ІІІ категорий.

Пожалуй, главной проблемой Изменений в Порядке осуществления архитектурно-строительного контроля, является, по мнению специалистов, значительное расширение круга объектов, которые может проверять ГАСК, а также оснований для проведения проверок.

«Идея работы ГАСК — это идея некого публичного технадзора, защищающего в первую очередь интересы общества. Когда эта идея не работает, и проверки становятся самоцелью, а не механизмом повышения безопасности строительства, появляется возможность злоупотреблений. А именно такая возможность, в связи с расширением полномочий ГАСКа, и заложена в проекте нормативного акта. Эта ситуация противоречит самой идее «общественного технадзора», которым и должен являться ГАСК», – отмечает Владислав Кисиль, председатель Комитета по вопросам права URE Club, партнер ЮК «КПД Консалтинг».

По мнению юристов, далеко не любые абстрактные нарушения законодательства должны инициировать приостановление строительных работ ГАСКом (как это указано в предлагаемых изменениях пункта 11 Порядка осуществления архитектурно-строительного контроля). Как считают специалисты, упоминание о «нарушении законодательства» без достаточной конкретизации позволит сотрудникам ГАСК, фактически по своему усмотрению, инициировать остановку строительства, означающую задержку в реализации проекта и, как следствие, убытки. Намного корректнее было бы ограничить основания для приостановки работ нарушениями, которые, к примеру, «влекут опасность для жизни и здоровья людей», уменьшив тем самым произвольную трактовку норм порядка сотрудниками ГАСК, полагают участники Комитета по вопросам права URE Club.

Будут способствовать расширению полномочий инспекторов ГАСК и внесенные в Порядок осуществления архитектурно-строительного контроля новые пункты. Согласно таковым, инспекторы будут вправе проверять не только необходимую документацию, но и качество строительных материалов, а также правильность присвоенной объекту категории (без указания этапа строительства, на котором проверка будет осуществляться).

Совершенно новой функцией ГАСК станет проверка также и проектных организаций. Этот пункт вызывает у специалистов особые нарекания в связи с вопросом достаточной квалификации инспекторов для проверки архитекторов и проектантов.

Помимо данного нормативного акта, эксперты Комитета по вопросам права URE Club рассмотрели и другие Постановления Кабинета Министров, касающиеся внесения изменений в порядок ввода в эксплуатацию (изменение ПКМУ №461 от 13.04.11) и отмены порядка регистрации деклараций, выдачи разрешений на подготовительные и строительные работы (отмена ПКМУ №466 от 13.04.11).

Комментируя указанные постановления, участники заседания отметили следующее. Отмена Постановления Кабмина № 466 от 13.04.11, которым утвержден порядок регистрации деклараций, выдачи разрешений на подготовительные и строительные работы, вызвана недавними изменениями Закона Украины «О градостроительной деятельности». Изменениями закона полномочия по утверждению процедуры выдачи разрешений на строительные работы переданы от Кабмина к Минрегионстрою. Обсуждая произошедшие изменения, эксперты были вынуждены констатировать очевидный регресс в ходе строительной реформы. Снижение уровня органа, компетентного определять порядок получения разрешения на строительство, с Кабмина до Минрегионстроя. «Это очевидный шаг назад в создании адекватных и стабильных «правил игры». К сожалению, отрасль снова вынуждена будет столкнуться с установлением контролирующим органом «самому для себя» порядка выдачи разрешений на строительство. Достичь цели стабилизации и прозрачности разрешительной системы, и, тем более, создания режима наибольшего благоприятствования для застройщиков, в таких условиях будет невозможно», — констатирует председатель Комитета по вопросам права URE Club.


Back Друк