Так называемые реформы в области технической инвентаризации и регистрации имущественных прав на объекты недвижимости совершенно ожидаемо привели к панике и развалу в этой сфере.
Подавляющее большинство граждан, которым «посчастливилось» с начала года столкнуться с этой проблемой на своей шкуре испытали все прелести реформаторского «гения» находящихся у власти «проФФесионалов». Но кроме чисто бытовых проблем, эта «реформа» есть ни что иное, как попытка бандитским путем экспроприировать, проще говоря, отобрать у местного самоуправления существенную часть его полномочий, финансовых средств и имущества. С этим уже вынуждены соглашаться даже некоторые провластные деятели.
Напомним, что с нового года вступили в силу изменения к Закону Украины «О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и их отягощений». Согласно документу, функции регистрации имущественных прав на объекты недвижимости изымаются у местного самоуправления в лице бюро технической инвентаризации (БТИ) и передаются органам государственной власти в лице Государственного реестра, подведомственного Минюсту. Последнее возглавляет Александр Лавринович, затеявший «реформацию», похоже, для того, чтобы перенаправить огромные средства из местных бюджетов в подведомственные структуры.
Техническая инвентаризация отдается на откуп субъектам предпринимательской деятельности, вплоть до частных предпринимателей и иностранных граждан, единственным ограничителем для которых станет лишь лицензия, выдаваемая Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ. По мнению специалистов Ассоциации городов Украины, здесь налицо в корне неверный подход к проблеме, поскольку ведение учета и технической инвентаризации – это не просто «оказание услуг» для получения прибыли, а обеспечение государством конституционного права граждан на собственность, и логично оставить эту функцию местному самоуправлению, являющемуся самым близким к людям властным институтом.
Разрушение доселе действовавшей системы ведет к широкому перечню негативных последствий. Местное самоуправление утрачивает достоверную информацию об объектах недвижимости, что сделает невозможным взимание налога на недвижимость, формирование градостроительного кадастра, программ социально-экономического и культурного развития, начисление субсидий, распределения жилья и т.л. Если БТИ находились под контролем местного самоуправления, которое устанавливало тарифы на услуги, то теперь возникает риск частных монополий и подорожания услуг с целью извлечения сверхприбылей. Возникнет проблема содержания архива инвентаризационных дел и обмена достоверной информацией, что чревато выдачей нескольких правоустанавливающих документов на один и тот же объект, опасностью мошеннического отчуждения имущества, рейдерского захвата жилья и т.д.
К тому же, технической инвентаризации подлежат: атомные, гидро-, тепловые, электростанции и другие объекты стратегического назначения; объекты Службы безопасности, Генпрокуратуры, МВД, прочих правоохранительных органов; объекты Верховной рады, Кабинета министров; военные части, склады вооружений и боеприпасов, бомбоубежища и объекты Службы по чрезвычайным ситуациям; Банкнотно-монетный двор, золотовалютные хранилища и прочие объекты Национального банка и банковской инфраструктуры; следственные изоляторы и тюрьмы; объекты коммунальной собственности и инфраструктуры жизнеобеспечения; и так далее. К таким объектам нельзя и близко подпускать частных инвентаризаторов, особенно иностранцев!
Вступление в силу новаций привело к хаосу. Органы БТИ на местах исчезают, их финансирование прекращается, специалисты увольняются. В новосозданные органы госрегистрации объектов недвижимости выстроились очереди продолжительностью в недели и даже месяцы, поскольку они с задачами не справляются и соответствующих специалистов не имеют. Нотариусы боятся заверять сделки купли-продажи недвижимости, рынок недвижимости остановился, бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд не получают положенных отчислений от сделок.
Осознав, что ситуация стала неуправляемой, власть принялась затыкать дыры более чем сомнительными нормативными актами, более похожими на подметные письма из-за полнейшей незаконности и неграмотности. Кабмин издал Распоряжение от 4.02.2013 года № 47-р «О некоторых вопросах надлежащего функционирования системы органов госрегистрации имущественных прав на объекты недвижимости». Документ поручает местным госадминистрациям обеспечить размещение органов госрегистрации с обустройством рабочих мест в тех помещениях, где до 1 января 2013 года располагались регистраторы БТИ. Органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить сохранность материалов техдокументации, регистрационных книг и архивных дел, а также доступ к этим материалам госрегистраторов, юридических и физических лиц. Кроме того, органы местного самоуправления должны в установленном законом порядке решить вопрос передачи органам госрегистрации этих материалов.
Сей, с позволения сказать, документ содержит редчайший концентрат нарушений закона. Материалы техинвентаризации являются коммунальной собственностью территориальных общин и, согласно ст. 142 Конституции, относятся к материальной основе местного самоуправления. Основной Закон четко разделяет полномочия государственной власти и местного самоуправления. Согласно ст. 60 Закона «О местном самоуправлении», коммунальная собственность не может быть изъята у местных общин без согласия их самих или органов местного самоуправления; ст. 71 Закона гласит, что органы и должностные лица исполнительной власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность органов местного самоуправления и решать вопросы, отнесенные к полномочиям последнего. Проще говоря, Кабмин не просто «залазит не в свой огород», но узурпирует власть!
Также шокирует требование Кабмина открыть доступ к материалам об имущественных правах не только госрегистраторам, но и юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности по техинвентаризации и регистрации. Согласно ст.32 Конституции, запрещен сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, четко определенных законом. Согласно ст. 7, 21 Закона «Об информации», ст. 302 Гражданского кодекса и ст. 28 Закона «О госрегистрации имущественных прав на объекты недвижимости и их отягощений», конфиденциальную информацию о недвижимом имуществе физических и юридических лиц могут получать только собственники, их представители по надлежащим образом оформленной доверенности, а также правоохранительные и судебные органы в строго установленном законом порядке. Таким образом, распоряжение Кабмина и здесь содержит абсолютно незаконные положения. Открыть информацию, по сути, всем желающим – это прямой путь к мошенничеству, рейдерским захватам объектов недвижимости, бандитской экспроприации имущества граждан!
Вопрос не в том, что старая система была хорошей. Наоборот, она была громоздкой и коррумпированной, но она хоть как-то работала. Нынешние «реформации» ввергли регистрацию имущественных прав в коллапс, а систему технической инвентаризации, по сути, разрушили, что чревато крайне опасными последствиями вплоть до техногенных аварий. С этим соглашаются даже некоторые представители власти, например, депутат-регионал Юрий Воропаев, которого называют «придворным юристом Ахметова». В недавнем пространном интервью интернет-изданию «Экономическая правда» он без обиняков заявил, что виновниками скороспелых «реформаций» являются министр юстиции Александр Лавринович и первый замглавы администрации Януковича Ирина Акимова, которые «прокукарекали» о готовности разрушить монополию БТИ, но из-за отсутствия практического опыта и понимания всей сложности вопроса привели сферу инвентаризации и регистрации к развалу и коллапсу, подставив «самого» Януковича.
Януковича нам ни капельки не жалко, да и не думается, что он сильно переживает из-за того, что имущество граждан, а также конституционные права местного самоуправления могут быть экспроприированы путем банального бандитского рэкета.