Первый заместитель гендиректора компании "Коммунальные системы Украины" Светлана Козловская
— Каковы основные принципы вашей работы?
— Мы управляем объектами ЖКХ, в частности, предприятиями, предоставляющими услуги тепло- и водоснабжения, а также жилищным фондом. Компания берет коммунальные объекты у города в управление на основе договоров аренды, концессии или совместной деятельности. Сейчас мы управляем теплокоммунэнерго в Токмаке (Запорожская область), объектами теплоэнергетики и водоканалом в Смеле (Черкасская область), комплексно — объектами ЖКХ в Малине (Житомирская область), а в Киеве участвуем в конкурсе по определению управляющего жилфондом в Деснянском районе.
— Каким образом осуществляется управление?
— После бесплатной передачи государством квартир населению их собственниками стали жильцы и горсоветы. Последние создали юрлица — ЖЭКи — и передали дома им на баланс. Исторически так сложилось, что зачастую ЖЭКи выполняют функции и балансодержателя, и исполнителя услуг по управлению жилфондом. Сейчас государство предлагает новую форму собственности — ОСМД. Фактически речь идет о том, чтобы передать ответственность за состояние жилфонда жильцам.
— С какими основными проблемами сталкиваются управители жилфондом?
— Выигрывая конкурс, мы становимся исполнителем услуг и заключаем договоры с балансодержателем — ЖЭКом или горсоветом. Основной проблемой, с которой сталкивается наша компания, является неэффективное управление. Например, такая ситуация: директору предприятия приносят ведомость переработок на сумму, которая составляет 30% фонда оплаты труда. Получается, что все аварии происходят исключительно в выходные дни, а сотрудники за сверхурочную работу должны получать двойную плату. Во время очередной такой поломки обнаруживается, что в ее устранении участвуют два человека, остальные пятеро над ними просто стоят. Коммунальные предприятия к деньгам, которые им платит население, относятся как "к чужим".
— Расскажите, как вы оптимизируете работу предприятия?
— Главные два ресурса, обуславливающие нашу работу,— человеческий и технический. Мы приглашаем всех сотрудников, работавших на коммунальном предприятии, в нашу компанию. И 99% кадрового состава переходит к нам. Впоследствии не все остаются на этой работе, поскольку меняются требования, повышается качественный уровень, ужесточается контроль. Также наша деятельность невозможна без вложений в техническую модернизацию. Размер тарифа не можем изменить: он регулируется государством, но можем сократить затраты и снизить себестоимость услуги.
— Как добиться экономии при обслуживании жилья?
— Возьмем, к примеру, услуги, которые предоставляют подрядные организации — по вывозу мусора и обслуживанию лифтового хозяйства. В основном это монополисты. Не в наших силах влиять на стоимость их услуг, но мы в состоянии потребовать максимального качества исполнения этой услуги. Например, можем просить наших сотрудников, тех же дворников, контролировать вывез ли исполнитель действительно полный контейнер мусора или половину, ведь оплата зависит от объема вывезенного.
Интервью взяла Мария Цатурян