С 1 января 2013 года для регистрации и перерегистрации недвижимости действуют новые правила. Не нужно идти в Бюро технической инвентаризации, все документы оформляют нотариусы. Это предусматривает закон № 5037.
Однако со вступлением в силу этого закона много сделок сорвалось, большинство желающих купить и продать жилье неделями ждали оформления документов. Почему это произошло и о новых механизмах регистрации недвижимости в интервью Gazeta.ua рассказал вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал.
Новый закон предусматривает упрощение регистрации недвижимости. Каким образом это произойдет?
- Замысел и механизм закона - просто супер! Он предусматривает принцип "единого окна" и одну на всю Украину базу данных о сделках регистрации квартир. Продавец и покупатель недвижимости не должен обращаться в БТИ. Если застройщик или продавец не зарегистрировал недвижимость в предыдущем реестре, он должен это сделать в Госреестре. Если квартира была в предыдущем реестре, достаточно обратиться к нотариусу.
Как изменилась регистрация недвижимости?
Почему же эта простая в теория система на практике стала сложнее, чем предыдущая?
- Плохо организовали работу. Во-первых, с января не было никаких данных на официальных сайтах - неизвестно, по какому алгоритму регистрировать квартиру, где искать госрегистратора. В Киеве для Госреестра вообще выделили плохое помещение в Соломенском районе. Туда добраться без компаса и навигатора было почти нереально. Там не работали ксероксы. Люди должны были занимать очередь с 4 утра, чтобы к вечеру достоять до нужного кабинета. Не все нотариусы брались оформлять недвижимость, боялись что-то напутать. Большие очереди образовались, потому что в декабре было заключено рекордное количество сделок продажи и покупки недвижимости. Все хотели успеть приобрести ее до тех пор, как заработает новый механизм оформления. И многие договоры оформили, но не зарегистрировали. Чтобы зарегистрировать, все побежали в Госреестр.
Как сейчас организована работа в Госреестре и в нотариальных конторах?
Сейчас ситуация улучшилась. На прошлой неделе заработал сайт Госреестра, в Киеве и других областных центрах открыли по несколько отделений Госреестра. В Киеве их аж 5. Большинство нотариусов поняли новые правила и могут оформить все документы за 3-4 часа.
Будут ли какие-то изменения в оформлении недвижимости в ближайшие несколько месяцев?
- На законодательном уровне не будет. А вот оформление недвижимости будет быстрее - 2 часа. Тогда большинство нотариусов привыкнут к новым правилам и усовершенствуют свои навыки, следовательно работать быстрее. Цены на оформление также могут опуститься на 20-30%. Потому что сейчас немногие нотариусы берутся оформлять жилье. Большинство нотариусов, которые оформляют недвижимость, берут не менее, чем 1500 гривен за однокомнатную.
Сколько примерно может стоить оформление квартиры за 450-500 тысяч гривен площадью 50-65 квадратных метров?
- Если квартира была в старом реестре ли в новом, надо идти к нотариусу. Там внести 1% от ее стоимости в Пенсионный фонд, 760 гривен - Госрегистратору, 119 - за регистрацию, 120 - за извлечение о регистрации права собственности, 1000-1500 гривен за работу нотариуса. Всего оформление обойдется примерно в 7 тысяч гривен.