Эксперты: Система заработает, когда каждый ее представитель поймет, за что отвечает.
С нового года в Украине начала действовать новая система регистрации прав на недвижимое имущество, куда входит и земля. По логике законодателей, новый порядок должен помочь упростить украинцам процедуру получения права собственности на черноземы. Впрочем, юристы констатируют: внесенные изменения вызывают только осложнения.
По словам советника практики недвижимости и земельного права юридической фирмы «Василий Кисиль и Партнеры» Наталии Доценко-Билоус, передача функции регистрации права собственности аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения Государственной регистрационной службе должна была упростить регистрацию, но вместо этого до полноценного введения новой системы субъекты хозяйствования рискуют столкнуться с большими осложнениями. По ее словам, из Закона «Об аренде земли» устранена так называемая «двойная регистрация»: отменено требование государственной регистрации договора аренды земли. Ранее законодательство предусматривало период времени, когда договор уже заключен, но право аренды еще не возникло. Теперь регистрация права осуществляется нотариусом в момент заключения договора аренды, говорит она. «При этом следует отметить, что на данный момент в государственный реестр земельного кадастра не полностью перенесены данные о правах на земельные участки. В связи с этим нотариусы не всегда могут получить выдержку из него, необходимую для заключения договора аренды», — рассказывает о возникающих сложностях Доценко-Билоус.
«Новый порядок регистрации прав на землю не упростил механизм получения этого права, а наоборот — усложнил. Складывается такая ситуация, когда владельцы земли вынуждены дополнительно подтверждать свои права на землю, если они хотят заключить какое-то соглашение, связанное с изменением права собственности на земельный участок», — рассказывает «Дню» о проблемах нового порядка партнер юридической фирмы «София» Александр Поливодский.
Как рассказал «Дню» адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, чтобы продать или подарить земельный участок, его владелец должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальное управление Госкомзема. Далее — получить оттуда кучу бумаг (что на участок нет никаких ограничений, на него не наложен арест), взять документы на подтверждение своего права собственности и с ними идти к нотариусу заключать соответствующий договор. Упростить всю эту беготню, по мнению юриста, должен был свободный доступ нотариусов к государственному реестру земельного кадастра. Впрочем, говорит Кравец, сегодня такой вольности нет, потому что доступ осуществляется только через реестр вещных прав. Когда же система заработает так, как должно быть, то человек не будет бегать и собирать все эти документы, так как нотариус сможет получить всю нужную ему информацию из одного источника, добавляет Кравец.
У Поливодского свои предложения к совершенствованию действующего с нового года порядка. По его мнению, в первую очередь нужно создать простой механизм оформления права на землю, потому что нынешний порядок получения свидетельства о праве на землю сложный. «Проблема еще и в том, что свидетельство о праве собственности на землю выдается по-прежнему при оформлении прав Государственным актом о праве собственности на землю не на земельный участок, а на человека. Следовательно, при каждом переходе прав на землю следует осуществлять новую выдачу такого документа», — объясняет Поливодский.
В свою очередь, генеральный директор ассоциации «Український клуб аграрного бізнесу» (УКАБ) Владимир Лапа отметил, что все эти процедурные несогласованности уже создают большие осложнения для аграрных компаний. «Речь идет о землях как частной, так и государственной собственности, регистрация соглашений аренды которых крайне усложнена, а во многих случаях невозможна из-за необходимости повторной регистрации права собственности даже в тех случаях, когда оно было зарегистрировано ранее в соответствии с действующим на тот момент законодательством», — отмечает Владимир Лапа. По его словам, проблемой также является неполное понимание регистраторами и нотариусами на местах особенностей этого процесса. «Мы надеемся, что проблема будет в ближайшее время урегулирована путем предоставления уточняющих разъяснений регистрационной службой», — подчеркивает генеральный директор УКАБ.
По мнению директора юридического департамента ассоциации «Земельный союз Украины» Анны Матвиенко, в полную силу система не заработала, так как ее не подготовили на должном уровне. Никто не понимает, как имплементировать принятый Закон «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и ряд вытекающих из него нормативных актов, объясняет она. Избавляться от всех выявленных недостатков, говорит эксперт, нужно как можно скорее. «Система полноценно заработает только тогда, когда каждый ее представитель поймет, за что он отвечает, что, как и в какой последовательности должен делать», — подытоживает она. На это, прогнозирует специалист, уйдет несколько месяцев.
Наталья БИЛОУСОВА