Украина (eizvestia.com) - С декабря БТИ перестанут принимать документы на регистрацию прав собственности. Это приведет к остановке работы рынка недвижимости на несколько месяцев.
Региональные Бюро технической инвентаризации (БТИ) перестанут принимать документы на регистрацию прав собственности с 1 декабря, а столичные — с 15-го. «Это связано с появлением нового регистратора недвижимости «Укргосреестра», который начнет работу с 1 января следующего года»,— говорит директор «Всеукраинской ассоциации БТИ» Дмитрий Павленко. По его словам, БТИ приостановят прием документов, потому что им нужно будет время, чтобы провести инвентаризацию по старым заявкам. Напомним, что 11.02.2010 Верховная Рада приняла новую редакцию закона «Про государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений». Документ создает новый орган регистрации на рынке недвижимости и отдает его в ведение Министерства юстиции. Чуть позже, уже 22 июня 2011 г. Кабинет министров своим постановлением №703 «Об утверждении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощения и Порядок предоставления извлечения из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество» определяет, что новый орган будет называться «Государственная регистрационная структура («Укргосреестр»). Эта структура должна заниматься всеми процессами, связанными с регистрацией любого объекта недвижимости, включая земельные участки, и связанных с ним отягощений (например, ипотеки). Новый порядок регистрации вступит в силу с начала следующего года. На самом деле намерения чиновников благие, и эксперты положительно оценивают их инициативу. «Сейчас регистрация прав на объекты недвижимости и землю, равно как и их обременений осуществляется в шести различных реестрах: реестр сделок (правочинов), права собственности на объекты недвижимости, ипотеки, запретов отчуждения недвижимого имущества, реестр обременений движимого имущества, поземельная книга в составе государственного земельного кадастра»,— рассказывает управляющий партнер адвокатского объединения Arzinger Тимур Бондарёв. Существует также разделение полномочий относительно соответствующих реестров и прав: права собственности и пользования земельными участками находятся в ведении Госкомзема, а всеми другими правами на иные объекты недвижимости и их обременения, в том числе и земельных участков, занимается Министерство юстиции. Реформа системы регистрации подразумевает концентрацию всех прав в руках Минюста и сведение всей информации, которая содержалась в шести реестрах, в один. Другими словами, теперь при покупке-продаже объекта недвижимости не надо будет бегать за справками во множество инстанций, а достаточно будет получить выписку из единого реестра. Кроме того, сокращается и процесс регистрации объекта недвижимости с двух месяцев до 14 дней. Регистрация ипотеки и другого отягощения должна будет производиться за один день. Павленко сомневается, что 1 января «Укргосреестр» сможет заработать,— система не настроена и не отлажена. Так, открытым остается вопрос о кадровом обеспечении регистраторами территориальных органов «Укргосреестра». По словам экспертов, для подготовки специалистов (а их нужно около трех тысяч) необходимо около двух лет. Пока же новая структура сотрудников не отобрала, хотя конкурс провели еще летом текущего года. Затем остается проблема взаимодействия реестров: старых и нового. Как пояснили «i» в «Укргосреестре», автоматический перенос всей информации из старых реестров в новый осуществляться не будет. Если у нового регистратора не будет данных по поводу объекта недвижимости, то тогда ведомство будет обращаться за информацией в старые реестры. Но для налаживания работы между реестрами Минюст должен разработать соответствующий документ (Порядок), работа над которым пока ведется, и сроки его завершения неизвестны. Здесь следует отметить, что в 2009 г. КРУ, по поручению тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко, проводило ревизию Минюста и госпредприятия «Информационный центр» по вопросам функционирования Единых и Государственных реестров. В ходе проверки КРУ установила, что программное обеспечение, которое является неотъемлемой частью реестра, государство арендует у частных компаний — у ООО «Арт-мастер» и ООО «3-Т». (Копии выводов КРУ есть в распоряжении «i»). Работу реестра, даже в законсервированном состоянии нужно поддерживать — выдавать информационные справки. На рынке говорят, что новый регистратор тоже будет арендовать программное обеспечение у частных компаний, но уже у других. Однако пока эту информацию не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть. «Мы не исключаем того, что передача реестра и полномочий создаст ситуацию, при которой в лучшем случае реестр лишь будет фактически заблокирован в течение определенного времени ввиду банальных обстоятельств, таких как человеческий фактор»,— добавляет господин Бондарёв. Он не исключает возникновения ситуаций, когда информация может быть утеряна при передаче из одного реестра в другой.