По данным Госкомстата, в феврале впервые за несколько лет (в том числе — и кризисных) в Украине сократились объемы строительных работ (на 0,5% по сравнению с январем-февралем 2011 г. и составили 5,604 млрд. грн., тогда как в январе 2012 г. рост составлял 2,5% к январю 2011 г.)
На фоне принятой строительной реформы, которая, согласно обещаниям ее идейного вдохновителя, вице-премьера Сергея Тигипко, должна была сократить возможность коррупции в отрасли на 90% и себестоимость строительства — на 30%, эта новость показалась участникам рынка и депутатам шокирующей. Настолько, что последние тут же принялись искать виновного.
«Местные власти блокируют выполнение ряда положений закона о регулировании градостроительной деятельности, препятствуя тем самым проведению в стране строительной реформы»,— заявил вчера заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики, депутат Игорь Лысов (фракция Партии регионов). «В этом — основной источник коррупции, ведь все средства, которые государство могло получить от строительства в виде налогов или инвестиций в экономику, сегодня идут в карманы местных чиновников. Они по своему усмотрению решают, где можно строить, а где нет»,— грозно добавил нардеп. Застройщики с ним соглашаются, хотя видят корень бед отнюдь не только в чиновничьей коррумпированности. Глобально участники рынка выделяют три проблемы переноса положений строительной реформы с бумаги в реальность: отсутствие зонинга территорий, монополизм водоканалов и энергокомпаний, а также отсутствие земельной реформы.
«Строительная реформа и закон о градостроительной деятельности, который называли революционным, не дают ощутимых эффектов. Мы все так же платим огромные средства монополистам в лице водоканалов и облэнерго для проведения коммуникаций, мы платим за землю местным властям, которые меняют оценочную стоимость участка в зависимости от настроения по нескольку раз в год»,— загибает пальцы директор cтроительной компании ООО «Омокс» Алексей Кулагин.
Глава Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе признает, что тарифы монополистов все ощутимее влияют на стоимость квадратного метра, однако надеется, что ситуацию удастся изменить — хотя бы для сегмента доступного жилья. «Я думаю, с помощью государства сможем прийти к компромиссу»,— отметил он.
Похоже, что в этот раз государство действительно готово серьезно вмешаться в проблемы стройрынка и, возможно, даже решить их, а не традиционно усугубить. Катализатором этого должна выступить обещанная президентом ипотека под 3% годовых. Пока участники рынка крайне скептически относятся к этой инициативе. «Ипотека под 8-10% годовых выглядела бы реальнее»,— считает Лев Парцхаладзе. Но в любом случае депутатам до мая (именно на этот месяц назначен первый отчет Виктору Януковичу о выполнении программы) нужно как-то убедить застройщиков хотя бы внести в планы программы по строительству доступного жилья. И сломать сопротивление местных советов относительно разработки документации и муниципальных монополистов — относительно тарифов — это тот минимум, который они могут сделать, чтобы стимулировать отрасль увеличивать объемы застройки в целом и доступного жилья — в частности.
Застройщики, правда, ожидают и более конкретных шагов. «По закону вводятся две ответственности. Одна ответственность — для чиновников, вторая — для застройщиков. Так как мы закон максимально либерализировали, соответственно, нужна и четкая ответственность. Вводятся более серьезные штрафы — вплоть до сноса незаконного строительства, тогда как раньше были очень незначительные штрафы (административный штраф — 170 грн. за самовольное строительство.— Ред.)»,— считает Лев Парцхаладзе. Для чиновников же глава Конфедерации строителей требует внедрения штрафов за несвоевременное выполнение своих полномочий. При первом нарушении — выговор, при втором — штраф, в третий раз — увольнение с невозможностью занимать данную должность не менее пяти лет.
Что декларировали
Верховная Рада 17 февраля 2011 г. приняла закон «О регулировании градостроительной деятельности» в новой редакции с предложениями президента. Закон предусматривает сокращение срока прохождения разрешительных процедур в строительстве до 60 дней с 416 и сокращение количества разрешительных документов и согласительных процедур в четыре раза — до 23 с 93. Законопроект также предлагает введение декларативного принципа при выполнении подготовительных и строительных работ для объектов первой-третьей категорий с низкой степенью риска. В частности, не нужно будет получать экспертизу на эти объекты.Кроме того, предусматривается возможность вводить объект в эксплуатацию на основании декларации, поданной в инспекцию ГАСКа с обязательным уведомлением местного совета.