Росчерком президентского пера в конце сентября внесены долгожданные «изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Украины (по совершенствованию правового регулирования обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий)». Впрочем, легализовать приватизацию жилья в общежитиях «отдельным категориям» граждан разрешили еще в 2009-м со вступлением в силу Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» (подробнее - см. «Не для общего пользования?», «ВД» №39, 2008 г.). Но на практике воплотить на законных основаниях приватизацию жилья в «общагах» смогли немногие, а, по данным некоторых общественных организаций, - вообще никто. «ВД» выясняла, сдвинется ли теперь дело с мертвой точки.
Спасти рядового Раймана
«Наше общежитие было передано в уставный фонд нашего же предприятия, в чьей собственности фактически и находится, - делится с «ВД» Олег Райман, уроженец Винницкой области, проживающий с семьей в одном из столичных общежитий. - Когда в 2008-м на приватизацию дали добро, мы очень радовались. Но потом оказалось, что закон нам никак не помог: нам пояснили, что механизм компенсации собственнику общежития не прописан, а посему ни о какой приватизации речи быть не может».
В новой редакции закона, говорит Константин Кувайцев, член координационного совета Ассоциации домовых комитетов (Запорожье), такой механизм разработан, и в этом г-н Кувайцев видит его главный плюс: «Передача общежитий из частной собственности в коммунальную была одним из главных спорных моментов старой редакции закона. С одной стороны, было понятно, что общежития должны быть переданы, но с другой это нарушало имущественные права частных собственников, балансодержателей общежитий. Внесенными в сентябре в закон изменениями определен механизм расчета компенсации стоимости общежитий для частных собственников. Также зафиксирован срок (до 2014 г.) передачи общежитий как государственной, так и частной собственности в коммунальную».
Кроме того, на три года продлен мораторий на выселение граждан из общежитий, чего больше всего боялись жильцы (согласно старой редакции закона, мораторий на выселение истекал уже нынешней осенью). Впрочем, сей «плюс» весьма относителен, ибо попытки «выжить» граждан из общежитий их собственники предпринимали всегда, дабы выгодно сдавать освободившиеся помещения в аренду. А главное - в новой редакции закона не прописано, кто конкретно и из каких источников компенсирует частным владельцам стоимость общежитий, передаваемых в коммунальную собственность. Опрошенные «ВД» эксперты сомневаются, что в обозримом будущем деньги придут из государственного или местных бюджетов, ведь средств на подобные программы извечно не хватает.
А значит, есть большая вероятность, что как чиновники, так и собственники общежитий будут по-прежнему тормозить процесс приватизации гражданами жилья в общежитиях. «Это логично, - рассуждает Наталья Яворская, советник ЮФ CLC. - Ведь у владельца общежития фактически забирают его собственность за «пять копеек», а местным администрациям необходимо принять себе на баланс, как правило, старый и полуразваленный объект. В такой ситуации, как бы детально не была выписана процедура, субъекты все равно способны «засушить» ее выполнение».
Дьявол в мелочах
Но даже если общежитие уже находится в коммунальной собственности, препятствий для легальной приватизации жильцами жилплощади меньше не стало. Одним из них Константин Кувайцев называет отсутствие четких подзаконных актов, алгоритма приватизации на уровне инструкций: «Нет по-прежнему подробных разъяснений Мин-ЖКХ, как должен происходить процесс приватизации. Но именно на отсутствие подобных положений и на их «ожидание», как правило, ссылаются те, от кого зависит приватизация на уровне выдачи документов». С другой стороны, не редкость ситуации, когда, к примеру, общежития передаются на баланс коммунальных предприятий без технической документации и техпаспортов. Поэтому весьма странно, что «из текста законопроекта, на основе которого принят новый закон, изъято положение о поручении Кабмину в течение трех лет обеспечить разработку или возобновление технической документации на общежития», - сетует Леонид Гилевич, юрист ЮФ «Ильяшев и Партнеры».
Для тех жильцов, которые сделали перепланировку, превратив, скажем, ленинские комнаты в жилые, проблемой остается «узаконивание» таких изменений (ведь пока приватизация общежитий не проводилась, на перепланировку было достаточно получить «добро» предприятия-собственника). Нынче же такое переоборудование должно быть узаконено в БТИ (с разрешения пожарной службы, СЭС, администрации района). Поле для злоупотреблений явно расширено. Например, в Николаеве одна из районных СЭС отказалась «заверять» каждую перепланировку, настаивая на подписи акта на все общежитие сразу.
Единственный выход из бюрократической круговерти эксперты видят в самоорганизации жильцов и взятии процесса приватизации в свои руки. К примеру, если БТИ «отказывается оформлять документацию на ранее сделанную перепланировку, такое решение можно оспорить через суд», - советует Леонид Гилевич. По его словам, обращаться в суд стоит также «при отказе (в приватизации - прим. «ВД») со ссылкой на отсутствие алгоритма приватизации, на несоответствие технической документации общежития фактическому состоянию и т. п. Длиться судебное разбирательство может несколько месяцев, а вероятность позитивного исхода для жильца зависит от конкретных обстоятельств, однако позитивные решения судов в делах об оспаривании решений компетентных органов о приватизации имели место».
Алексей Гончарук, управляющий партнер ЮФ Constructive Lawyers (CLC)
- Считаю, что принятие нового закона по приватизации жилья в общежитиях - это борьба с симптомами проблемы, а не решение ее сути. А суть в том, что в свое время, отчуждая предприятия, Фонд госимущества неправомерно не применил к приватизации общежитий нормы законов Украины «О приватизации государственного жилого фонда» и «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями». Чем нарушил права проживающих в общежитиях людей. Это нарушение было повсеместным и системным, а потому так тщательно замалчивается властями разного уровня. На мой взгляд, ситуацию стоит решать не принятием новых законов, искусственно создавая механизмы «возврата» неправомерно отчужденного имущества, а устранением уже допущенных ФГИ нарушений. А именно: отменой решений (и прочих документов) Фонда, которыми передавались права на общежития в части передачи этих самых общежитий. Если пойти таким путем - объекты вернутся в собственность территориальных общин автоматически.
Елена Зубченко, старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры»
- Среди позитивных изменений в новом законе, прежде всего, следует отметить то, что там уточнены способы осуществления приватизации госимущества жилого фонда. А именно - предусмотрена как бесплатная передача гражданам Украины (21 кв. м на каждого члена семьи плюс 10 кв. м на семью), так и продажа избытка жилых помещений в общежитиях. Стоимость каждого «избыточного» приватизируемого квадратного метра в общежитии - 0,18 грн. (согласно Положению о порядке передачи квартир (домов), жилых помещений в собственность граждан). Значительным позитивом считаю то, что приватизации теперь подлежат также общежития, которые были включены в уставные капиталы обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации). Теперь же те, кто проживает в таких общежитиях, имеют полное право на приватизацию жилых помещений. К тому же документ предполагает продолжение на три года моратория на отчуждение общежитий.
Алексей Мищенко, соучредитель общественной организации «Столичные общежития»
- Предыдущий закон был мертворожденным, а этот, по моему мнению, еще хуже. Я считаю, что ни последняя, ни предыдущая редакции не делают возможной приватизацию, потому что, во-первых, все еще нет механизма ее реализации, во-вторых, нет взаимосвязи между территориальной общиной и частными собственниками общежитий, которым когда-то достались эти объекты. С одной стороны, территориальная община как бы готова принять эти общежития, но поскольку большинство зданий очень старые, часто аварийные, то собственника просят привести объекты в надлежащий «жилой» вид. А собственник часто не готов делать ремонт за свои деньги. Территориальным же общинам не нужны проблемы, аварийные здания. В результате страдают люди.
Документы, необходимые для приватизации жилой площади в общежитии
* Оформленное заявление на приватизацию.
* Справка о составе семьи и занятых помещениях.
* Копия ордера о предоставлении жилой площади.
* Документ, подтверждающий не использование жилых чеков для приватизации государственного жилищного фонда.
* Копия документа, подтверждающего право на льготные условия приватизации.
* Заявление-согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на приватизацию жилых помещений в общежитии
(если такие есть).
Источник: Приказ МинЖКХ от 16.12.09 №396 «О порядке передачи квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в собственность граждан»
Валентина Кузык