Знаменитое изречение булгаковского Воланда о том, что "москвичей испортил квартирный вопрос", оказалось универсальным, действующим вне времени и пространства.
Этот вопрос со времен классика портил жителей не только тогдашней советской столицы, но и провинции. И испортил до такой степени, что и после распада СССР и перехода на рыночные отношения чиновники постсоветской Украины в "лучших" традициях совкового админресурса ищут и находят лазейки для получения дармового жилья.
Среди имущественных проблем квартирный вопрос остается острым и болезненным. Вокруг него выстраиваются хитрые схемы, плетутся многоходовые интриги и возникают громкие скандалы. За чиновников и силовиков, получающих "льготное" жилье, как правило, расплачиваются местные общины. Изменит ли ситуацию постановление Кабмина о приостановлении финансирования из бюджета госреестра нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Конституция Украины подтверждает отказ государства от патерналистских подходов. Право на жилье гарантируется созданием условий, при которых каждый гражданин должен иметь возможность его построить, приобрести в собственность или взять в аренду. При этом в Основном Законе есть положение, согласно которому гражданам, нуждающимся в соцзащите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату.
Кажется, все ясно: украинцам дается возможность решать жилищные вопросы за свой счет, и только требующие соцзащиты сохраняют право на бесплатное жилье. В Конституции нет даже намека на то, что на него могут претендовать чиновники или чем-то отличившиеся деятели. Но в Жилищном кодексе это положение "уточняется": право на получение жилья имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Как видим, по Конституции право на бесплатное или льготное жилье имеют те, кому требуется соцзащита, а в кодексе — "граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий". В первом случае это малоимущие — инвалиды, многодетные, другие представители льготных категорий, а во втором — кто угодно, полагающий, что его жилищные условия требуют улучшения. Положение-то широкое, выписанное как будто специально для чиновников. Каждый их шаг по карьерной спирали может сопровождаться "улучшением жилищных условий". А жилья как не хватало во времена Булгакова, так и не хватает сейчас. В чью пользу закончится соревнование претендующих на жилье чиновников и малоимущих, можно не загадывать. Ловким чинушам даже небольшой щели достаточно, чтобы пролезть в "нуждающиеся", а кодекс оставляет дыры для злоупотреблений.
Сложившаяся система распределения бесплатного жилья дает простор для манипуляций. На деле очереди на получение такого жилья или продвигаются крайне медленно, или стоят на месте, а случается, что движутся… в обратную сторону. В их числе оказываются как раз представители тех категорий, которые, по Конституции, единственные, кто имеет право на бесплатное жилье, т.е. малоимущие. Дело в том, что выдача бесплатного жилья регулируется по разным спискам: общим, первоочередным, внеочередным. И какой "сорт" очередников получает преимущество, очевидно. Большинство сограждан привыкло к тому, что бесплатных квартир не дают. Но это, оказывается, не так.
Из нормативных актов советских времен осталось в числе действующих немного, но в вопросах распределения бесплатного жилья для чиновников почти все по-прежнему. Способы, как оперативно завладеть квадратными метрами, есть. Существует старая практика ротации кадров (причем не единичная), когда чиновник переезжает с места на место, предыдущая квартира остается детям или другим родственникам, а прибывший в столичный регион назначенец вновь претендует на жилье. Его дают в виде исключения, вне очереди или в первую очередь. Жилье можно получить "в пользование" и перевести в постоянное. Служебную квартиру можно превратить в частную, а еще — "выбить" бесплатно землю для ведомственного строительства или отхватить весомую долю уже построенного на средства инвесторов жилья, опять-таки, за счет других.
Количество силовиков, чиновников и других первоочередников, которым недосуг стоять в "общих" очередях, до такой степени немалое, что им хотя бы между собой — в "льготных" разобраться. Например, на бесплатное жилье претендуют судьи. Но есть ведь еще сотрудники Службы безопасности, Министерства внутренних дел, прокурорские работники. Не отстают и местные чиновники. Кто же откажется от получения бесплатной квартиры, да еще в столичном регионе? Вот и получается, что на города Киевской области приходится ну очень большая "квартирная" нагрузка. Ведь не всем столичным чиновникам и их домочадцам удается получить дармовое жилье непосредственно в Киеве. Квартиры в Броварах, Ирпене, Вишневом тоже считаются неплохим вариантом.
Взять, к примеру, Бровары. Наличие хорошо развитых транспортных развязок и бесперебойное курсирование "маршруток" делают квартиры в этом городе достаточно престижными и желанными. В Броварском горсовете создали специальную комиссию по обеспечению реализации жилищных проблем. Как она работает, какие у нее приоритеты? Как удалось выяснить здешним активистам, в прошлом и позапрошлом годах более 50% от общего количества распределяемых квартир в этом городе бесплатно получили представители МВД, СБУ, Минобороны, суда и прокуратуры. Несколько меньше квартир досталось работникам местных коммунальных служб. Для остальных остались крохи.
Надо сказать, что Киевщину квартирные скандалы сотрясают с завидным постоянством. Один из недавних случился в Буче. Нынешней зимой здешний исполком выделил бесплатное жилье нескольким чиновникам. Ясное дело, что бучанские очередники-льготники, долгое время ожидающие положенных им квадратных метров, возмутились и потребовали объяснений, которые, естественно, звучали невнятно и неубедительно. Впрочем, "обходить" очередников — привычное дело. Ни для кого не секрет, что чиновники и раньше получали квартиры, причем для этого не нужно было даже проживать в Буче. Впрочем, такая практика распространена и активно, особенно в последнее время, используется не только в Киевской области. Есть информация о том, что "свои" места в очереди за бесплатными квартирами, не прожив в Киеве положенного срока, активно осваивали чиновники ряда столичных районов.
Откуда берутся квартиры (тем более бесплатные), если, как правило, местные исполнительные комитеты самостоятельно жилья строят мало? Львиную долю квартир, поступающих в распоряжение местных советов, те получают за счет застройщиков, и столичная область — не исключение. Все те, кто возводит жилье на Киевщине, должны отчислять так называемые взносы в фонд развития тех населенных пунктов, в которых ведется строительство, таким образом как бы покупая себе право на стройработы. "Взносы" определяются в квадратных метрах построенных квартир. Надо сказать, что местные власти довольно быстро привыкли к "пайкам", составляющим 10% от построенного. И усиленно их осваивали (и все равно не хватало для все возрастающей армии чиновников). Да и льготникам, хотя бы для видимости, надо было что-то выделять.
Кто знает, каких бы масштабов достигла коррупция в жилищном вопросе, если бы в процесс не вмешался экономический кризис, нанесший ощутимый удар по строительной отрасли. Тянуть отступную "десятину" застройщикам и их инвесторам стало слишком накладно. Правительству, столкнувшемуся с обвалом в строительстве жилья, ничего не оставалось, как поумерить аппетиты местных властей в получении и распределении бесплатного жилья. Вместо 10% предписали отдавать 2% (но ряд местных органов власти предпочитает по-прежнему претендовать на все 10%).
После того, как доля выделенного бесплатного жилья уменьшилась в пять раз, делить его между льготниками и своими людьми стало сложнее, число скандалов возросло. Так, в Василькове, несмотря на снижение доли выделяемых застройщиками квадратных метров, решили продолжить квартирный рай для чиновников, судей, прокурорских и милицейских работников. Поскольку выделяемых застройщиками квартир не хватило, то инициативное в подобных вопросах городское начальство пошло на беспрецедентные меры, оставив без жилья при сдаче дома не только льготников, но и… инвесторов, т.е. граждан, которые выделили средства на строительство дома и, естественно, готовились заселиться в выкупленные ими квартиры. Но не все из них могли это сделать, так как в их квартиры уже были поселены судья, работник прокуратуры и т.д. И если инвесторы после случившегося могли хотя бы попытаться защитить себя в судах, СМИ, то рядовые льготники и этой возможности лишены. Ведь положение об очередях выписано настолько нечетко и неконкретно, что оставляет практически неограниченные возможности для злоупотреблений.
После уменьшения доли жилья, отдаваемого застройщиками общинам, в числе наиболее пострадавших оказались те же фигуранты общих очередей, которые и раньше не особо двигались, а в последнее время "пятятся" назад, поскольку кому-то из "незаменимых" обязательно и срочно потребовалось жилье. В горсовете одного из наиболее активно застраиваемых пристоличных городов — Вишневого коридоры увешаны списками очередников. Мол, все прозрачно и справедливо. На самом деле, как утверждает депутат местного горсовета Владимир Тищенко, это не более чем ширма для непосвященных. Общая очередь-то застыла на месте, а реальные квартиры потихоньку получают совсем другие люди. Им для этого не нужно ни выставлять свои фамилии на всеобщее обозрение, ни даже жить в Вишневом.
Выходит, что де-юре застройщики рассчитываются квадратными метрами, но внушительная их часть попадает в руки людей, не имеющих к городу никакого отношения. Работа комиссии по распределению жилья закрыта, в том числе и для депутатов. Такое грубое нарушение законности возможно лишь в том случае, если распределителей бесплатных метров жилплощади в их стремлении одарить чиновников и ущемить малоимущих поддерживают представители высших эшелонов власти. В цепочке "выделение земли под застройку — строительство многоэтажек в престижных местах — распределение жилья" коррупционная составляющая зашкаливает.
Может, громкие скандалы вкупе с пятикратным уменьшением бесплатного жилья изменят соотношение в выделяемых квадратных метрах для чиновников и истинно нуждающихся в пользу последних? Увы, последние телодвижения властей сеют еще большие, нежели прежде, сомнения по этому поводу. В первой декаде февраля Кабмин пересмотрел Порядок использования средств, предусмотренных в госбюджете для предоставления государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья . При этом из него была исключена норма, согласно которой бюджетные средства можно было направить, кроме строительства (приобретения) доступного жилья, еще и на формирование Единого государственного реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вроде бы все логично и правильно — отныне казенные средства в соответствии с вышеупомянутым порядком будут использоваться только по их основному целевому назначению.
Однако подвох может заключаться в том, что о создании вышеупомянутого Единого госреестра нуждающихся в улучшении жилищных условий как такового пока никто так и не отчитался. Этот ранее широко распиаренный проект властей вроде бы и инициировался с целью навести порядок, чтобы сделать прозрачным и справедливым процесс выделения льготного жилья очередникам, первоочередникам и внеочередникам. С этой целью всем претендентам на помощь государства было предложено пройти перерегистрацию для занесения обновленной информации в новый электронный госреестр, регистрация в котором была определена вроде бы обязательным условием (по крайней мере, для простых смертных) для претендентства на участие в различных жилищных госпрограммах.
Однако будучи фактически инициированным почти пятилетку назад (см. справку), проект так и не был доведен до логического завершения. Последний раз сроки сдачи реестра были перенесены с 1 января на конец первого квартала текущего года. И вот — прекращение финансирования "почти в самый последний момент", без указания альтернативного источника (по крайней мере, об этом нигде официально не сообщалось).
Не станет ли это формальным поводом для того, чтобы похоронить как саму затею, так и последние надежды фигурантов общих очередей на квартиры, чтобы те "не путались под ногами" у первоочередников и внеочередников? А последние, надо полагать, своего не упустят. Если у правительства руки не доходят до реального решения вопроса, может, следует местным органам власти поднатужиться и скинуться на создание отдельного УКСа (управления капстроительства) для особо привилегированных? И пусть строят жилье. Но — за свои деньги. Местным общинам это обойдется куда дешевле, чем постоянные "пожертвования" жилья в пользу избранных.
Справка ZN.UA
Формирование "Единого государственного реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством и находящихся на квартирном учете, как автоматизированной системы сбора, накопления и предоставления информации о таких гражданах" было поручено правительству Законом Украины "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства" №800 от 25 декабря 2008 г.
Первые мероприятия по формированию Госреестра были предусмотрены утвержденной КМУ в ноябре 2011-го Государственной целевой программой строительства (приобретения) доступного жилья на 2010–2017 гг.
"Новую жизнь" в этот процесс вдохнуло принятие Кабмином постановления "О едином государственном реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (№238 от 11 марта 2011 г.). Как сообщалось при этом, объемы финансирования на создание реестра были определены соответствующей целевой госпрограммой в размере 11,6 млн долл.
Датой завершения формирования реестра было первоначально определено 1 января 2012-го, затем — 1 января 2013-го. В конце декабря 2012 г. в Государственном фонде содействия молодежному жилищному строительству, которому было делегировано создание госреестра, сообщили, что окончательная дата вновь переносится — на этот раз на конец первого квартала 2013 г.