Еще по теме:

назад до фільтрів

Регистрационная реформа провалилась
Червень 11, 2013 

Пять месяцев назад вступил в силу новый порядок регистрации прав собственности. Пора сделать промежуточные выводы.

Как известно, официальным поводом для запуска новой системы послужили очереди, большая стоимость услуги и длительный срок оформления бумаг.

В итоге реформаторы пообещали  сделать реформу , которая поможет привлечь инвестиции, упростит процедуру регистрации прав, сократит сроки и стоимость и главное - не потребует из бюджета дополнительных средств.

Представлять какую-либо концепцию такого реформирования никто не собирался - просто депутаты приняли соответствующие законы. Так родилось  правовое поле .

Подготовка

Претворяя принятый  закон  о регистрации имущественных прав, Минюст принялся набирать кадры, искать помещения, налаживать с нуля систему и придумывать программный продукт под названием " новый реестр ".

Претенденты на должности регистраторов сдавали экзамен на знание Конституции, законов про госслужбу и коррупцию. Новый порядок регистрации в перечень не входил. Похоже, в Минюсте решили, что это для юристов с двухгодичным стажем не главное. Знания придут, тем более из таких легче лепить послушных исполнителей.

Поиск помещений и мебели привел назначенных начальников "Укргосреестра" к главам местных советов с просьбами отдать в аренду за символическую плату - одну гривну - помещения общин, то есть имущество жителей городов и сел.

Где силой убеждения, где действуя и пожестче, желаемое "Укргосреестр" получил. Большинство отделений помещениями были обеспечены.

При этом количество отделений "Укргосреестра" значительно превысило число "точек" предшественников - БТИ. С мебелью и оргтехникой сложнее: каждому начальнику сказали, что теперь это их проблема, хоть свое приноси.

В итоге, отделения подошли к началу работы в разных состояниях. Об этом разрешалось говорить неофициально. Слишком пристальное внимание депутатов и руководства страны было приковано к "Укргосреетру" и его готовности его исполнять свои функции.

Самое главное таинство -  программный продукт неизвестного происхождения  "Государственный реестр имущественных прав". На запросы относительно его авторов ведомство не ответило. Это дает повод полагать, что здесь что-то нечисто. Возможно, найти ответ на этот вопрос сможет  Счетная палата .

Процесс

Новые правила начали действовать 1 января 2013 года. С первых же дней "Укргосреестр" стал раздувать штат. За четыре месяца до начала работы он привлек в помощь новых субъектов - нотариусов, запутав и без того сложную систему регистрации.

Сейчас можно уверенно сказать, что первоначальные цели реформы забыты. Сроки оформления у регистраторов остались те же - 14 рабочих дней, и это в лучшем случае.

Повальные очереди бросали тень на ведомство, потому было решено поставить веб-камеры, которые транслируют минимальное количество людей в зале ожидания.

Подать документы в службу по-прежнему сложно. Занять очередь можно и в 3 часа утра, но система построена так, что нужно получить талончик. Дата может стоять с трехмесячным сроком ожидания - зато никто не создает очередь. Проблема решена. Никто не жалуется в прокуратуру или центральный аппарат - значит, все довольны.

Также служащие ведомства, принимая заявления, регистрируют их не в день приема, а только тогда, когда зарегистрируют предыдущие, нарушая установленный порядок.

Одно из самых слабых звеньев всей системы - кадры. Большинство регистраторов вообще не имели ничего общего с вопросами, связанными с землей и недвижимостью. Даже будучи юристами, они вообще не сталкивались с таким направлением.

Более того, таких специалистов не готовил ни один вуз. Кто же попал в списки регистраторов? Большинство из них - госслужащие юстиции или иных ведомств, кто мог без экзамена перевестись в новое ведомство.

В итоге в ведомстве наблюдается большая текучесть кадров. Люди не задерживаются, поэтому лишь малое количество специалистов набирает практический опыт. Тем временем по данным Минюста обеспечение кадрами "Укргосреестра" - на уровне 92%, что якобы дает возможность нормально обслуживать клиентов.

Регистрация окончательно не забуксовала лишь благодаря специальным субъектам регистрации - нотариусам. Однако все может негативно обернуться именно для спасителей "Укргосреестра" - в законодательстве выявлены несоответствия.

В первые месяцы работы нотариусы регистрировали имущественные права не во время оформления сделки, как ответил автору Минюст, а просто на основании обращения граждан в связи с тем, что их отсылали к нотариусу в "Укргосреестре". Абсурд: орган, который должен проводить операцию, отправляет клиента к иным субъектам.

Самое плачевное для нотариусов начнется тогда, когда начнут не совпадать площади объектов, по которым прошли сделки, и права на которые они зарегистрировали.

Неточное определение объекта является законным основанием для признания ее никчемной, что ведет в дальнейшем к автоматическому аннулированию прав. Если такое случится, первым в прокуратуру попросят нотариуса или регистратора. Эта проблема возникла из-за того, что Минюст и "Укргосреестр" исключили из процесса техпаспорта.

Самое важное: законность проведения регистрационных действий с выдачей выписок из реестра имущественных прав частными нотариусами - под большим сомнением.

Речь идет о положении закона  "Об административных услугах" , где обозначено, что такие услуги могут оказывать лишь органы государственной власти и местного самоуправления. О том, что услуги регистрации являются административной услугой, также написано в  указе президента .

Единственная польза от нотариусов - их обязанность проводить регистрацию за день. Насколько важен этот плюс, и сколько придется выложить за такую операцию гражданам?

Деньги

Новая система регистрации также не стала более дешевой. Регулирование стоимости услуг четко определено, это две квитанции: 120 грн и 119 грн с одного собственника.

Намного сложнее все у нотариусов. Расценок как не было, так и нет, кто сколько хочет, столько и назначает. На запросы с указанием этих фактов Минюст отвечал странно. Это, мол, неправда, ведь они обеспечивают методическими рекомендациями нотариусов. При этом министр юстиции заявил о необходимости  упорядочить цены нотариусов .

Интересным выглядит дополнительная функция нотариусов - поиск в старых реестрах. Эта услуга стоит 68 грн за одно поисковое действие, то есть к 120 грн и 119 грн официальных платежей добавляется еще дважды по 68 за поиск в двух реестрах.

Однако одно поисковое действие показывает не одного адресата, а весь список, что является несанкционированным доступом к персональным данным. Что делать, чтобы этого избежать? Задать еще один поиск и снять с заявителя еще два раза по 68. В итоге получается 511 грн лишь официальных платежей, тогда как раньше это стоило 240 грн.

Если же процедуру выполняет нотариус, придется заплатить и за его услуги: от 1 500 грн и до бесконечности - насколько хватит аппетита нотариуса и толщины кошелька клиента.

Хотя при принятии закона говорилось, что дополнительных средств структура с бюджета не потянет, на ее содержание в первый год, когда она еще не работала, ушло более 200 млн грн. Сейчас уже съедены 150 млн грн, и на 2013 год просят еще 350 млн грн.

Не будет преувеличением сказать, что реформа системы регистрации недвижимости провалена. Терапия не поможет. Необходимо полностью обновить нормативное поле, минимизировать коррупцию и дать время для подготовки кадров. Иначе обозначенные проблемы останутся, а количество недовольных увеличится.


Back Друк